Фото Paul Yeung/Bloomberg via Getty Images
Темпы роста китайской экономики замедлились в первой половине 2019 года до 6,3%. Об этом сообщило в понедельник Государственное статистическое управление КНР. Нынешние темпы роста китайского ВВП стали минимальным с 1992 года. Торможение китайской экономики ожидаемо снизит спрос на углеводороды, что больно ударит уже по России, предупреждают эксперты.
«По предварительным данным, ВВП Китая в первой половине 2019 года составил 45,09 трлн юаней (6,6 трлн долл.), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,3%. Рост ВВП в годовом выражении в первом квартале составил 6,4%, а во втором квартале – 6,2%», – говорится в докладе китайского статуправления. Таким образом, темпы роста ВВП во втором квартале оказались самыми низкими с марта 1992 года. При этом даже в период мирового финансового кризиса квартальный показатель роста ВВП Китая не падал ниже 6,4%. Аналитики связывают такое падение темпов с продолжающейся уже более полугода торговой войной с США.
Отметим, по итогам прошлого года темпы роста китайской экономики замедлились до минимума с 1990 года – 6,6%. Тем не менее Китай сохранил статус второй крупнейшей экономики мира с общим объемом 90,03 трлн юаней, или около 3,18 трлн долл.
Несмотря на замедление, промышленное производство и розничная торговля демонстрируют некоторое ускорение, свидетельствуют данные китайской статистики. Так, в июне промышленное производство в КНР увеличилось на 6,3% по сравнению с предыдущим месяцем, а продажи в розничном секторе увеличились почти на 10%. В мае рост составил 8,9%. Данные по промышленности и розничным продажам позволяют говорить, что «состояние китайской экономики может быть лучше, чем предполагалось», делает вывод старший рыночный стратег CMC Markets Майкл Маккарти.
Кроме того, инвестиции в основной капитал в первом полугодии выросли на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив показатель в 5,6% по итогам пяти месяцев этого года. Инвестиции в недвижимость, один из основных катализаторов роста китайской экономики, за первые шесть месяцев этого года выросли на 10,9% в годовом исчислении, свидетельствуют данные Государственного статуправления КНР. Однако это меньше показателей первого квартала, когда инвестиции в недвижимость увеличились на 11,8%.
В Societe Generale обращают внимание на то, что доходы китайцев продолжают расти, а внутреннее потребление демонстрирует устойчивость. «Экономика Китая все больше и больше опирается на внутренний спрос, особенно на потребление», – подтверждают в статуправлении КНР. В частности, по итогам полугодия доходы китайцев в годовом выражении увеличились на 8,8%.
Тем не менее мировые цены на нефть отреагировали на данные китайской статистики некоторым снижением. Так, утром в понедельник цена сентябрьских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent снижалась до 66,66 долл. за баррель. Напомним, Китай является одним из крупнейших в мире импортеров нефти.
По мнению экспертов, замедление китайской экономики стало следствием торговой войны между Поднебесной и США. И показатели взаимной торговли двух стран в полной мере отражают текущее противостояние двух сверхдержав. Так, товарооборот США и Китая по итогам первого полугодия 2019 года составил 258,32 млрд долл., что на 14,2% ниже показателя аналогичного периода 2018 года. При этом экспорт КНР в США за отчетный период сократился на 8,1%, составив менее 200 млрд долл., в то время как США ввезли в Китай товаров лишь на 58,9 млрд долл., что почти на 30% меньше, чем в январе–июне прошлого года. Отметим, по итогам прошлого года товарооборот между странами составил 633,5 млрд долл.
В целом темпы роста внешней торговли КНР также замедляются, свидетельствуют данные китайской статистики. По итогам полугодия объем внешней торговли составил 14,67 трлн юаней (2,14 трлн долл.), что почти на 4% больше показателей прошлого года. Тогда как по итогам прошлого года объем внешней торговли КНР увеличился почти на 10%. Китайский экспорт за шесть месяцев 2019 года вырос на 6,1% – до 7,9 трлн юаней, импорт – всего на 1,4%, до 6,7 трлн.
Китайские власти ранее объявляли о мерах по стабилизации внешнего товарооборота. В частности, не исключалась возможность снижения пошлин на импортные товары и сокращения ставок налога на экспорт.
В свою очередь, товарооборот между Россией и Китаем за первые шесть месяцев 2019 года уже превысил отметку в 50 млрд долл., составив 51,77 млрд. Как свидетельствуют данные Главного таможенного управления КНР, это на 5,1% больше показателя аналогичного периода 2018 года. Что удивительно, китайский экспорт в Россию по итогам полугодия сократился на 1,6% и достиг 22,13 млрд долл., при этом импорт из России в КНР вырос на 10,7%, – до 29,6 млрд. Только в июне Китай закупил у РФ товаров на 5,27 млрд долл., а экспортировал в Россию на 3,98 млрд, отмечали в таможенном управлении.
Несмотря на замедление, пока что китайская экономика в целом выглядит устойчивой, а значит, не несет в себе рисков и для РФ, считает часть экспертов. «Пока в китайской экономике не появились серьезные проблемы, такие как падение темпов роста ниже 6% в год, с чем будет связан рост инфляции и безработицы, российской экономике беспокоиться не о чем», – говорит замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова.
В принципе последствия для России могли бы проявиться в сокращении спроса Китая на российскую нефть, рассуждает она. «Замедление экономики Китая может привести к падению импорта нефти и соответственно негативно отразиться на поставках углеводородов в Китай и нефтяных ценах, что, в свою очередь, негативно скажется на российской экономике», – соглашается старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.
По мнению Мильчаковой, снижение поставок российской нефти в Китай пока маловероятно. «Например, у Ирана Китай сейчас не может по-прежнему продолжать покупки нефти из-за американского эмбарго. А газопровод «Сила Сибири» почти достроен и готовится к запуску в декабре 2019 года», – напоминает эксперт. Единственное, что может возникнуть, рассуждает она, – это то, что Китай в случае кризиса начнет покупать сырье из России по очень заниженным ценам.
В то же время, если замедление экономики Китая будет сопровождаться экономическим ростом в Европе, это приведет к росту поставок энергоресурсов в Старый Свет и увеличит экономический рост в РФ вследствие увеличения экспорта, продолжает Суверов.
По словам экспертов, основные проблемы роста экономики в России никак не связаны с китайским ВВП. «Ускорение экономического роста в России зависит прежде всего от роста инвестиций в обрабатывающую промышленность и повышения производительности труда», – считает Мильчакова. «Ускорение темпов роста экономики РФ возможно при условии снижения ряда регулятивных нагрузок для малого и среднего бизнеса со стороны правительства РФ», – говорит ведущий аналитик компании «Финам» Вадим Сысоев.
В то же время замедление любой крупнейшей мировой экономики так или иначе негативно будет сказываться на России, считает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. «Это будет выражаться как в прямых убытках (торговый оборот России с Китаем уже превышает 105 млрд долл.), так и в косвенных (КНР – крупнейший мировой импортер углеводородов, и спад спроса там однозначно повлечет за собой снижение мировых цен)», – сообщает он, полагая, что необходимо ускорить проведение структурных реформ и заняться диверсификацией внешней торговли для ускорения роста ВВП РФ.
комментарии(0)