После резкого провала в прошлом году небольшое сокращение негативных оценок при определении индекса потребительской уверенности населения РФ во втором квартале выглядит уже как долгожданный позитив. Однако ученые из Высшей школы экономики (ВШЭ) отмечают, что это слабо связано с ростом экономики, и предрекают нулевой рост доходов населения по итогам трех кварталов.
Потребительская уверенность россиян во втором квартале опять, как и в первом, хотя и немного, всего на 1 процентный пункт (п.п.), но подросла. Она осталась в отрицательной зоне, достигнув минус 15%. Ученые из Центра конъюнктурных исследований ВШЭ отмечают, что и в первом квартале был «позитив», то есть сокращение негатива на 1 п.п. Однако индекс не смог восстановиться.
Индекс потребительской уверенности (ИПУ) и близко не вернулся на те позиции, которые он занимал до середины прошлого года: в течение последних двух кварталов 2018 года индекс потребительской уверенности (ИПУ) рухнул с минус 8% до минус 17%.
Индекс потребительской уверенности, % (левая шкала). Серая линия обозначает среднее значение за весь период наблюдений с 1999 года. Источник: ВШЭ |
Сегодняшнее значение ИПУ близко к своему среднему за 20 лет проведения опросов уровню и примерно соответствует параметрам индикатора в стабильные экономические периоды 2002– 2005 годов и 2011 года, отмечают в центре. «Положительных величин (не выше 1%) ИПУ за все годы наблюдения достигал лишь несколько раз в 2007–2008 годах», – подчеркивает директор центра Георгий Остапкович.
Среди позитивных изменений по результатам опроса 5 тыс. человек ученые называют относительное единодушие во всех возрастных группах: то есть и молодежь, и люди среднего возраста, и более старшие проявили солидарность в позитивных оценках, что редко встречалось в предыдущих потребительских опросах, пишут в ВШЭ. Но там же отмечают, что ИПУ во всех возрастных группах пока еще находится достаточно глубоко в отрицательной зоне. И даже если позитивная динамика будет продолжаться темпами, достигнутыми в первом и втором кварталах, то для выхода в нейтральную зону понадобится более двух лет.
В центре также обращают внимание, что по индексу потребительской уверенности во втором квартале 2019-го Россия находится на третьем месте с конца при сравнении со странами ЕС, хуже он только в Болгарии (минус 26%) и Греции (минус 30%). По их данным, в плюсе вообще только три страны – Польша, Дания и Ирландия. А среди стран с двузначным отрицательным показателем – Португалия, Румыния, Франция и Италия.
Возвращаясь к ситуации в России, ученые отмечают слишком большой контраст ответов на вопрос об изменении общей экономической ситуации в стране. Только 12% позитивно оценили динамику экономических событий за квартал, а 42% респондентов высказались отрицательно. Причем большой процент негатива идет на фоне относительно благоприятной макроэкономической ситуации в стране, если судить по данным Росстата. ВШЭ отмечает, что, хотя и незначительными темпами, 12 кварталов подряд растет общий объем экономики, есть позитивные темпы роста всех базовых видов экономической деятельности, растет товарооборот продовольственных и других товаров, объем персональных услуг населению. «Правда, – признают в ВШЭ, – во многом рост указанных показателей определяется высокими темпами потребительского кредитования».
«Почему же на фоне относительно благополучных основных показателей, характеризующих развитие экономики страны, население, участвующее в опросах, преимущественно негативно высказывается о своем текущем и ожидаемом материальном положении?» – задаются вопросом авторы исследования.
Остапкович считает, что большинство позитивных событий, происходящих в экономике, не имеют высокого мультипликативного эффекта на повышение уровня и качества жизни населения. По его мнению, основным фактором, определяющим динамику потребительской уверенности россиян, являются реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию), а также текущий и ожидаемый уровень инфляции. Рост реальных доходов населения приблизится к отметке 0% по результатам девяти месяцев 2019 года, при этом в конце года ожидается рост на 0,8–1,1%, вытекает из исследования.
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин, выступая в Совете Федерации, однако, заявил недавно, что достижение заложенного в поправках к бюджету показателя роста реальных располагаемых денежных доходов населения на уровне 1% в 2019 году будет проблематично.
Власти вообще не очень четко формулируют, как и за счет чего могут быть повышены доходы населения, сосредоточившись на борьбе с бедностью. В мае прошлого года президент Владимир Путин поручил снизить уровень бедности вдвое к 2024 году, с 14 до 7% от всего населения. Он поручал обеспечить и устойчивый рост реальных доходов граждан выше уровня инфляции, но в 2019 году эта задача точно уже неисполнима, так как инфляцию финансовые власти страны ждут на уровне 4%. По данным Росстата, цены на продукты питания только во втором квартале выросли на 3,8%, а на репчатый лук – на 40,1%, на свежую белокочанную капусту – на 37,4%, морковь – на 29,9%, свеклу – на 26,1%, картофель – на 22,9%. Исследовательский холдинг «Ромир» отмечает, что россияне 30,5% своего семейного бюджета тратят на еду.
«Скорее всего 2019 год станет шестым по счету годом подряд, когда ВВП РФ растет, а реальные доходы падают, – не исключает руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов. – Совершенно непонятно, за счет каких сказок или событий этого не произойдет. Ведь даже если начиная с завтрашнего дня курс рубля к доллару США будет составлять 35 или 25 руб., это совершенно не гарантирует, что доходы населения вырастут. К тому же рост ВВП страны – это, конечно, хорошо, но необходимо понимать, каким образом этот ВВП страны распределяется по той же стране. И какая часть этого ВВП идет на доходы населения и на развитие современного и цивилизованного общества в стране».
«После пятилетнего падения реальных доходов населения, на мой взгляд, можно смело утверждать, что и в 2019 году ситуация не претерпит значительных изменений, так как основная причина столь удручающей динамики кроется в проводимой правительством и монетарными властями экономической доктрине, – сказал «НГ» аналитик компании «Финам» Сергей Дроздов. – Политика слабого рубля хоть и помогает наполнять бюджет, но никак не способствует росту ВВП. Заниженный курс национальной валюты бьет по качеству жизни населения и не дает развиваться предприятиям, чей бизнес ориентирован на внутренний рынок».
По мнению эксперта, задачу по сокращению числа бедных нужно решать не путем игры цифр на бумаге, а повышая реальные доходы населения через развитие малого и среднего бизнеса, развивая и стимулируя альтернативные сырьевой отрасли направления экономики.
Ведущий аналитик компании «Бизнес Инсайдер» Анар Исмаилов также допускает, что 2019 год станет шестым подряд годом снижения реальных доходов населения, но надеется, что он станет последним годом снижения. «Предпосылки для этого есть: инфляция, согласно официальной статистике, продолжает снижаться, на текущий момент она упала до 4,7%, рубль продолжает укрепляться, экономика медленно, но продолжает расти. Часть этого бонуса государство перераспределяет на чиновников, индексируя им заработную плату, а также пенсии, – сказал «НГ» Исмаилов. – Есть вероятность, что падение чистого располагаемого дохода тоже прекратится. Основной эффект от повышения НДС, акцизов и ввода других норм на текущий момент уже отыгран, поэтому если правительство не придумает дополнительные налоговые маневры, то как минимум падение показателя остановится и с ростом реальной заработной платы также пойдет вверх».
По мнению эксперта, цели снижения бедности и рост реальных заработных плат не противоречат друг другу. «Чтобы росли реальные зарплаты и чистые располагаемые доходы, необходимы низкая инфляция, отсутствие дополнительных налогов и рост экономики. А борьба с бедностью заключается в субсидировании малоимущих граждан за счет различных дополнительных социальных выплат. Противоречие может наступать лишь в том случае, когда государство повышает налоги и эти средства направляет на социальную помощь. Фактически идет перераспределение средств».
«Я не связываю так называемые майские указы и так называемые национальные проекты ни с борьбой с бедностью, ни тем более с ростом доходов населения ни на бумаге, ни в реальной жизни, – говорит Блинов. – Это вещи несколько разные, к тому же они буксуют со сроками реализации, особенно майские указы. Судя по всему, тут есть явные проблемы, и вот именно с этими проблемами мы и придем в новый календарный год».
Основные проблемы появления и распространения бедности в обществе, по мнению эксперта, – это отсутствие институтов роста и развития. Судя по данным Росстата, каких-либо значимых темпов роста экономики нет, и при этом мы не видим расширения самой этой экономики с точки зрения числа участвующих в ней», - говорит Блинов.
комментарии(0)