Пожар в районе Северной ТЭЦ в Мытищах. Фото Агентства "Москва"
Сильнейший пожар, произошедший на ТЭЦ-27 рядом с Москвой 11 июля, стал трагичным символическим фоном расширенного заседания комитета Госдумы по энергетике, на котором примерно в то же время обсуждалась программа модернизации теплоэнергетики. Стартовавшая в этом году программа предусматривает, как и ранее для строительства новых энергомощностей, оплату потребителями по договорам предоставления мощности (ДПМ). Энергопотребители указывают на опасность бесконтрольного расширения подобных надбавок и требуют тщательнее отслеживать выполнение президентского указания о том, что рост цены на электричество не должен превышать уровня инфляции.
ТЭЦ-27 – сравнительно новая станция: последние платежи ДПМ по ней завершились в прошлом году, сообщил «НГ» источник на рынке. По последним данным, причиной ЧП стала утечка газа из ведущей к ТЭЦ трубы из-за проводившихся земельных работ. Мощнейшее факельное горение, перекинувшееся на соседние здания и сооружения, не могли погасить несколько часов. Пострадали 12 человек, один погиб. В домах на близлежащих территориях произошло отключение электричества, возникли сбои в подаче воды. Следственный комитет возбудил уголовное дело, оценив ущерб примерно в 150 млн руб.
Станция, как уже отмечалось выше, является относительно новой, не нуждающейся в модернизации, и ее оборудование вроде бы не пострадало – хотя такой мощный пожар мог бы запросто лишить столичный регион 1 ГВт выработки. Тем не менее сложно удержаться от того, чтобы не увидеть в этом ЧП очередное предупреждение о необходимости принятия более выверенных и ответственных решений в энергетике. Несколько лет назад пожар уничтожил только что построенный на средства от ДПМ энергоблок на Березовской ГРЭС (тогда, к счастью, обошлось без жертв), и влияние на отношения между генераторами и потребителями он до сих пор оказывает значительное: последним удалось недавно опротестовать в судах первой инстанции платежи за мощность, которые они вынуждены были осуществлять по договорам ДПМ даже после того, как из-за ЧП самой мощности на рынке не оказалось.
Аналогичный механизм ДПМ начал реализовываться в энергетике в этом году в рамках программы модернизации ТЭС. Уже проведен первый «залповый» отбор проектов на 2022–2024 годы, через несколько месяцев предстоит еще один, после чего они будут проводиться ежегодно.
«НГ» удалось ознакомиться с материалами проходившего одновременно с пожаром на ТЭЦ-27 заседания комитета Госдумы по энергетике 11 июля, на котором рассматривалась информация об итогах отбора проектов на модернизацию ТЭС и вырабатывались предложения по возможности корректировки этой процедуры. Так, в основном докладе констатировалось, что доплату к рынку (через ДПМ) главным образом получили мощности, вывод которых из эксплуатации с высокой степенью вероятности не сказался бы на надежности работы энергосистемы, а часть из них могла быть модернизирована в рамках обычной хозяйственной деятельности. Нужно поддерживать проекты с переходом на парогазовый цикл с теплофикацией и положительным влиянием на экологию, отмечается в тезисах выступления.
В презентациях докладчиков подчеркивается, что темп роста цен на электроэнергию на оптовом рынке может превысить заданное президентом ограничение – не выше инфляции. Кроме того, отмечается серьезное отклонение от выполнения поставленных президентом и правительством задач по объему инвестиций в основной капитал и удельному расходу условного топлива. А принципы отбора проектов основаны на подмене понятий: вместо самых эффективных для потребителей отбираются самые дешевые для производителей. Необходимо установить в качестве критерия отбора проектов модернизации учет влияния проекта на конечную стоимость электроэнергии для потребителей и ввести обязательство поставщика по будущей загрузке модернизируемого объекта, позволяющее исключить оплату мощности простаивающего оборудования, говорится в презентации региональной энергокомпании.
С комплексом предложений выступили крупные энергопотребители. Они предлагают ввести ценовой аудит и аудит перечня работ по модернизации в ходе отбора в правительственной комиссии (сверхдорогие проекты в рамках 15-процентной квоты) во избежание завышенной стоимости проекта. Кроме того, Минэкономразвития предлагается поручить контроль за превышением уровня инфляции по совокупности всех принимаемых решений по дополнительной нагрузке на потребителей – а это не только модернизация ТЭС, но и цифровизация электросетевого комплекса, поддержка ВИЭ, увеличение тарифов магистральных сетей (компания ФСК), введение оплаты сетевого резерва. Это актуально в силу того, что российская энергоемкая промышленность неконкурентна по стоимости электроэнергии по сравнению с ведущими производителями, подчеркивают энергопотребители.
Один из обсуждавшихся, по данным «НГ», вариантов решения проблемы модернизации ТЭС – отбирать больше проектов в рамках уже существующего механизма конкурентного отбора мощности (КОМ): в программу модернизации должны попадать только нуждающиеся станции – те, кто не прошел отбор КОМ. Поскольку цена КОМ уже увеличена для того, чтобы покрывать издержки станции, оборудование которой находится в приемлемом состоянии, – это простой, реализуемый и очень продуктивный способ повышения эффективности модернизации, считают потребители. Таким образом, по их мнению, отборы по программе модернизации должны проводиться не перед КОМ, а после. И допускать до участия в конкурентном отборе на модернизацию нужно только те генерирующие объекты, которые не пошли в КОМ и подали заявление на вывод из эксплуатации.
Кроме того, необходимо на государственном уровне ввести комплексное ограничение долгосрочного роста тарифа на электроэнергию, предлагают энергопотребители: сделать ежегодной актуализацию прогноза цен и снижать объемы отборов на очередной год в случае риска превышения темпов роста цен над инфляцией. Если такой риск сохраняется, необходимо предусмотреть возможность отказа правительственной комиссии рассматривать сверхдорогие проекты по модернизации ТЭС по утвержденной 15-процентной квоте. А также следует обязать в рамках оценки всех проектов определять риск превышения тарифов электроэнергии над прогнозной инфляцией с формированием соответствующего заключения.
Среди других предложений потребителей – введение пороговых значений для КПД заявляемой технологии для того, чтобы повысить эффективность генерирующего оборудования и снизить удельный расход топлива, установление обязательства поставщика по будущей загрузке модернизируемого оборудования (для исключения оплаты простоя), снижение базовой величины доходности инвестора по ДПМ с 14 до 10%.
Наконец, энергопотребители подчеркивают, что поддержка проектов модернизации ТЭС для них обретает смысл в случае, если модернизация генерирующего объекта после его завершения приведет к снижению цены на одной из конкурентных площадок ценообразования на оптовом рынке электроэнергии – рынка на сутки вперед (РСВ). В этом случае дополнительная нагрузка для потребителя по оплате «модернизационных» ДПМ будет хотя бы частично компенсирована снижением цены РСВ и увеличением надежности энергоснабжения. Но уверенность в последнем сильно подорвана последними пожарами на Березовской ГРЭС и ТЭЦ-27.
комментарии(0)