В некоторых регионах доля доходов бюджета от налогов на имущество граждан, в том числе транспорт, составляет всего 10%. Фото РИА Новости
Аудиторы Счетной палаты обнаружили, что в местные бюджеты регионов почти не поступают платежи по имущественным налогам с населения. Проверка Ивановской и Смоленской областей показала, что собираемость налогов на землю, транспорт, дома и квартиры очень низка. Общая доля этих имущественных налогов в консолидированном бюджете субъектов России составила всего 2,5%. Вслед за такой критикой может последовать попытка местных властей увеличить налоговое бремя для тех россиян, которые владеют каким-либо имуществом.
Имущественные налоги должны формировать местные бюджеты, но оказалось, что они вообще не могут даже в минимальной степени обеспечить необходимые расходы муниципальных образований, заявил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин. По его словам, имущественные налоги несоизмеримы даже с коммунальными платежами.
По данным Счетной палаты, население накопило много долгов по уплате этих налогов. «На 1 января 2019 года она сравнялась с годовой суммой поступлений. А общая собираемость за год упала в среднем на 2,5%», – говорится в сообщении.
«Если в Ивановской области падение составило 1,2%, то в Смоленской – уже 18,3%. Собираемость по итогам 2018 года составила 87% по стране и 83% в Смоленской области», – объясняют аудитору.
Кроме того, в сообщении СП говорится, что примерно по 800 тыс. земельных участков и объектов капитального строительства ФНС не может исчислить налог, потому что отсутствуют данные о правообладателях либо присутствуют в недостаточном объеме.
Счетная палата также отметила проблемы с кадастровой оценкой объектов недвижимости. В Смоленске они обнаружили соседние земельные участки, кадастровая стоимость которых отличается в 700 раз: 2,15 руб. за 1 кв. м у одного и 1464,29 руб. – у другого. Соответственно различаются и налоги у соседей.
Аудиторы обнаружили и другие проблемы. В территориальные органы ФНС поступает некорректная информация из Росреестра и ГИБДД. В 2017 году в Смоленске cвыше 2,6 тыс. земельных участкoв площадью 2,43 млн кв. м нахoдились в базе данных Росреестра, но их не былo в налоговых органах. В городе Ивановo таких территорий в 1,6 раза бoльше. В результате бюджеты гoродов потенциально могли бы получить примерно 69 млн и 90 млн руб. сoответственно при условии, что все oбъекты, не состоящие на налоговом учете, подлежат налогообложению», – указывает Счетная палата.
В 2018 году в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн руб., из них в федеральный бюджет – 11,9 трлн руб., сообщали в ФНС. Также там сообщали, что задолженность по всем налогам к 1 января 2019 года сократилась на 207 млрд руб., или 10%, и составила 1,9 трлн руб.
Какая часть из этой суммы приходится на долги населения по неуплате за имущество, в четверг СП не уточнила. Например, в Воронежской области за пять месяцев 2019 года в консолидированный бюджет взыскано долгов на 1,7 млрд руб., в том числе по имущественным налогам физических лиц – 396,5 млн руб. То есть в этом регионе (хотя и непонятно, типичен ли он для всей РФ) доля возвращенных долгов по имуществу составляет четверть от всех долгов, которые удалось вернуть.
В Тульской области за пять месяцев 2019 года доход бюджета составил 32,7 млрд руб. Из них от налогов на прибыль предприятий поступило 12,9 млрд руб., на втором месте – поступления от уплаты налога на доходы физических лиц – 10,8 млрд. Здесь объем задолженности по имущественным налогам физических лиц составляет 1,5 млрд руб. С одной стороны – больше миллиарда, с другой – это 5% от доходов области за пять месяцев.
А вот парламент Якутии объявил налоговую амнистию по задолженностям, возникшим до 2017 года, всем жителям республики, это около 365 млн руб., а населению 13 районов Арктической зоны не только простили вообще все долги по транспортному налогу, но и полностью освободили их от уплаты этого налога в будущем. Это обойдется бюджету республики в 30 млн руб. в год (около 10% объема поступлений в дорожный фонд).
Напомним, что перед выборами президента в начале 2018 года было объявлено о списании долгов граждан по налогу на землю, имущество и транспорт, возникших до 1 января 2015 года.
«До сих пор наводили порядок во всей налоговой системе и добивались исполнения обязательств по таким общим налогам, как НДС, налог на прибыль и т.д. Сейчас начинают доходить руки и до земельных и имущественных налогов, на которые долго не обращали внимания. Государство пытается навести порядок в том числе и потому, что денег в бюджете не так много, изыскиваются способы чтобы пополнить его», – сказал «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов.
По его мнению, одни не платят эти налоги из-за своего финансового положения, другие – экономят, применяя коррупционные схемы. «Отсутствие свободных денег у населения не позволяет им платить полный налог за свои земельные участки. Но есть и те, кто добивается, чтобы участкам присваивалась микроскопическая кадастровая стоимость и налог, таким образом, был минимальный. Либо просто выводят свои участки из поля зрения налоговой. Очевидно, что здесь появляется почва для коррупции. Еще можно выделить в качестве причины несогласованность различных реестров между собой. У налоговой одна база данных, у Росреестра другая, у муниципалитетов своя. Это следствие хаотичного создания баз данных и выдачи прав собственности в 90-е и нулевые годы», – говорит Щапов.
«Налоги на недвижимость физических лиц в России – это налоги с бедных и небогатых. У богатых и обеспеченных недвижимость оформлена так, чтобы минимизировать налоги, а в некоторых регионах налоговики не захотят связываться с богатыми и сильными – господа Арашуковы вряд ли платили налоги, – сказал «НГ» генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
По мнению эксперта, это системная проблема: приходится брать понемногу с очень многих, и получается огромное администрирование при очень небольших поступлениях. «Собирать такие налоги себе дороже: набегаешься по судам, а на рубль получишь копейки. Поэтому собираемость и падает: люди понимают, что гоняться за ними у местных властей нет ни ресурсов, ни времени», – продолжает Журавлев. Он считает, что решением проблемы могло бы стать повышение налогов с дорогой собственности и обнуление налогов на собственность бедных. «В этом случае администрирование станет дешевле, а сумма поступлений, наоборот, увеличится. Похожая система уже успешно существует с дорогими автомобилями в рамках так называемого налога на роскошь», – говорит Журавлев.
В сообщении Счетной палаты в четверг отмечалось, что в перечне дорогостоящих машин стоимостью от 3 млн руб., ежегодно публикуемом Минпромторгом, для которых применяется транспортный налог с повышающим коэффициентом, почему-то не oказалось таких авто премиального класса, как Tesla Motоrs Model S, Merсedes Benz S63 АМG 4МАТIС Limоusine L и Bugatti Veyron Grand Spоrt.
Щапов не исключает, что замечания СП приведут к значительному увеличению сборов с населения налогов на имущество. «Предложения Счетной палаты можно назвать логичными. По большому счету это вопрос взаимодействия федеральной налоговой службы, Россреестра и муниципалитетов. Никаких непреодолимых проблем для сверки их баз данных нет. После этого можно поставить все участки на учет и собирать с них налоги, а также выявлять явно заниженную кадастровую стоимость. Для этого нужна политическая воля и определенный объем ресурсов, в том числе и человеческих. Справятся ли с этим чиновники? Вопрос возникает на этапе не предложения, а скорее исполнения. Всегда будет противодействие и нежелание определенных чиновников и тех, кто за ними стоит, помогать налоговикам в этой работе», – пояснил Щапов.
Незначительный удельный вес имущественных налогов в поступлениях консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации (не более 2,5 %) является следствием их экономических особенностей, комментируют в СП. «Так как при установлении этих налогов, в первую очередь, принимается в расчет низкая платежеспособность населения, что и обуславливает большое количество льгот по данным видам налогов», - объясняют представители СП.
комментарии(0)