Глава Минэкономразвития Максим Орешкин прекратил работу над новаторским механизмом привлечения инвестиций в инфраструктуру. Фото Reuters
Работы по инфраструктурной ипотеке прекращены. Этот некогда приоритетный проект закрыт. Такую сенсационную новость сообщили «НГ» в пресс-службе Минэкономразвития (МЭР). А ведь два года назад инфраструктурная ипотека преподносилась как новый и чуть ли не основной драйвер экономического роста. О планах ее запуска было объявлено на самом высоком уровне – с громким заявлением выступил президент Владимир Путин. Но со временем эта тема стала почти табуированной. Министерства сейчас стараются о ней не вспоминать. А экспертам остается только гадать, где и в каком именно виде заработал чудодейственный механизм.
Около месяца редакция «НГ» пыталась выяснить у правительственных ведомств, какова судьба инфраструктурной ипотеки – некогда приоритетного проекта по стимулированию в стране экономического роста за счет особой схемы государственно-частного партнерства. Минэкономразвития наконец дало ответ. «Работы по инфраструктурной ипотеке прекращены. Проект закрыт», – сообщили «НГ» в пресс-службе ведомства Максима Орешкина. (После выхода печатной версии "НГ" пресс-служба Минэкономразвития отозвала этот комментарий).
Еще до ответа МЭР такой вывод можно было сделать, исходя из реакции некоторых других министерств, прямо или косвенно отвечающих за развитие разных видов инфраструктуры. Получив вопросы «НГ» о судьбе инфраструктурной ипотеки, некоторые ведомства пытались откреститься от своей причастности к данной теме и переадресовывали их в МЭР.
Возможно, у читателей возникнет вопрос: какая разница, что в нашей экономике не сработал очередной якобы чудодейственный механизм? Однако есть существенная деталь. О планах внедрить в стране инфраструктурную ипотеку несколько лет назад было объявлено на самом высоком – президентском – уровне. И этот механизм преподносился как новый и чуть ли не основной драйвер роста, который поможет России догнать мировую экономику.
«Чтобы обеспечить опережающие темпы роста экономики, нам нужно значительно увеличить вложения в транспорт, энергетику, связь, другую инфраструктуру. Источником дополнительных инвестиций должен стать именно частный капитал. Однако и здесь сдерживающим фактором пока остается высокий уровень рисков», – говорил на Петербургском экономическом форуме в 2017 году Путин.
Поэтому важно установить понятные, стабильные правила, защищающие интересы инвесторов. «Возврат их капиталовложений предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодополучателей, выгодоприобретателей инфраструктурных объектов. Это бюджеты разных уровней, инфраструктурные монополии, другие пользователи инфраструктуры, – пояснял президент. – Для обеспечения платежей также может быть использован механизм госгарантий. То есть речь идет о внедрении своеобразной инфраструктурной ипотеки, когда инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит».
Другими словами, схема, как уже поясняла «НГ», предполагалась такая: банк должен дать строителям не слишком дорогой кредит, строители должны построить инфраструктуру максимально дешево, а государство потом начнет выплачивать строителям деньги для возврата кредита из средств «выгодоприобретателей инфраструктуры», ограничившись минимальным повышением налогов и платежей (см. номер от 25.09.17).
Президент тогда поручил правительству разработать комплексный подход к развитию инфраструктуры с привлечением частного капитала. Затем премьер Дмитрий Медведев сообщил, что реализация программы инфраструктурной ипотеки должна начаться к середине 2018 года. Осенью 2017-го появились новости о внесении ведомством Орешкина в правительство законопроекта по инфраструктурной ипотеке для дальнейшего обсуждения, о подготовке «дорожной карты». После чего в игру вступил Минфин.
Как сообщал Интерфакс со ссылкой на источники, МЭР предлагало создать Фонд развития инфраструктуры за счет бюджетных средств, но Минфин указал на невозможность выделения денег на это из федерального бюджета. План мероприятий был скорректирован и, судя по данным информагентств, снова отвергнут Минфином, который тогда не видел необходимости в создании нового фонда.
Похоже, уже тогда это было начало конца инфраструктурной ипотеки, по крайней мере в той конфигурации, которую выстраивало МЭР.
К слову, Минфин как участник дискуссий тоже получил вопросы от «НГ» и тоже переадресовал их Минэкономразвития.
После корректировок весной 2018-го правительство все же утвердило план мероприятий. «Мы рассчитываем, что за счет этого инструмента (инфраструктурной ипотеки. – «НГ») будет профинансировано большее количество проектов в области портового хозяйства, дорог, мостов, энергосетей, линий связи. Надо только будет окончательно определиться с источниками, – пояснял Медведев. – Решение сложное, потребовало увязки позиций многих ведомств. Я давал поручение во всем этом разобраться».
Фонд, однако, потом решили все же создать, но под неусыпным контролем Минфина. Об этом объявил первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов в мае 2018-го. Как он пояснял, будет создан специальный ресурс в виде Фонда для инфраструктурных инвестиций.
В этом году глава Счетной палаты Алексей Кудрин объявил, что в бюджете не обнаружилось следов фонда, предназначенного для финансирования инфраструктуры. «Расходы, предусмотренные за счет фонда развития, не классифицированы, распределение не представлено, мониторинг затруднен... Хотя ему отводилась существенная роль в поддержке экономического роста, если вы помните, даже говорилось о так называемой инфраструктурной ипотеке. Сейчас следов в бюджете по нему мы даже не нашли», – пояснял Кудрин в июне на пленарном заседании Госдумы (цитата ТАСС). А ведь на этот фонд, как уточнил Кудрин, «специально были увеличены заимствования на 0,5% ВВП». Силуанов же ответил, что ведомство распределило фонд развития по программам сразу, когда считало бюджет. «Его нет как «мешка», – объяснил министр (цитата Интерфакса).
Такая неразбериха с деньгами, фондами, инфраструктурными планами обесценивает все те обещания, которые делаются властями, в том числе на самом высоком уровне. Потому что воздух сотрясается, деньги куда-то тратятся (что вызывает вопросы у аудиторов), но результата в виде существенного ускорения экономического роста нет, и ни одно ведомство не хочет брать на себя ответственность.
В итоге одни эксперты сообщают о провале инициативы, другие находят примеры точечного применения нового механизма финансирования.
«Механизм инфраструктурной ипотеки в России не работает. Это связано в первую очередь с отсутствием заинтересованных инвесторов в данном проекте», – считает доцент Российского экономического университета Лазарь Бадалов.
«Инфраструктурная ипотека – инструмент новый и пока не успевший себя зарекомендовать, поэтому выводы о его эффективности делать рано», – говорит директор департамента промышленного и бытового оборудования «Грундфос» Сергей Захаров. Хотя, как отметил эксперт, в сфере теплоснабжения в нескольких городах есть проекты с использованием инфраструктурной ипотеки, в сфере водоснабжения такие проекты пока на стадии обсуждения.
По его словам, «потребность в такого рода инструментах государственно-частного партнерства, безусловно, есть, и она связана с необходимостью модернизации существующих мощностей».
«По принципам инфраструктурной ипотеки уже реализовано множество проектов, в основном в транспортной сфере и городской инфраструктуре, – уверяет первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Однако говорить о том, что инфраструктурная ипотека как глобальный инвестиционный инструмент в России состоялась полностью, тоже не приходится».
«Инфраструктурная ипотека – это не единый механизм, а комплекс разрозненных мер, часть из которых реализовали или попытались реализовать, а часть перешла в другие документы государственного планирования», – пояснил главный аналитик InfraONE Алексей Жундриков.
Властями предусматривалось создание консолидированного долгосрочного плана инфраструктурного развития России и открытого единого реестра проектов по строительству инфраструктуры в основных отраслях. По словам аналитика, «впоследствии это было пусть и частично воспроизведено в Комплексном плане развития магистральной инфраструктуры». И, как говорит Жундриков, «поскольку основное финансирование проектов комплексного плана ожидается после 2020 года, говорить о каком-либо влиянии на экономический рост пока преждевременно».
После сдачи печатной версии "НГ" от Минэкономразвития поступил расширенный комментарий, уточняющий, что именно происходит с инфраструктурной ипотекой в РФ.
«Инфраструктурная ипотека стала базисом для ряда инициатив, реализуемых Минэкономразвития и другими органами исполнительной власти. Прежде всего, речь о Комплексном плане развития магистральной инфраструктуры, который зачастую называют 13-м нацпроектом, – сообщили в пресс-службе министерства. – С целью привлечения частных инвестиций в инфраструктуру Минэкономразвития разработало поправки в законодательство о государственно-частном партнерстве. Они позволят сформировать оптимальные условия для взаимодействия бизнеса и государства».
«Кроме того, одним из важных компонентов инфраструктурной ипотеки было не только увеличение объема инвестиций, но и повышение их качества. С этой целью Минэкономразвития разработало Методику оценки социально-экономических эффектов от реализации инфраструктурных проектов. Она поможет точно установить, какова будет реальная «отдача» от новой трассы, новой железной дороги и т.д. Оценка проектов по данной методике уже ведется», – пояснили в ведомстве.
«Все эти инициативы являются логическим продолжением и развитием «инфраструктурной ипотеки», – сообщили в МЭР.
комментарии(0)