Депутаты Госдумы проверили на себе новейшие разработки в сфере искусственного интеллекта. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Словосочетание «цифровая экономика», похоже, становится красивым поводом для выделения средств в ведомственных интересах без четкого обоснования, как эти деньги помогут в достижении национальных целей президента. Критерии «ускоренного внедрения цифровых технологий» до сих пор не определены, следует из материалов Счетной палаты. Однако деньги тратиться будут, ведь именно обеспечение финансового потока – один из главных пунктов нацпрограммы «Цифровая экономика». Депутаты жалуются, что правительство не торопится с законопроектной деятельностью.
Депутаты в понедельник ознакомились с новейшими российскими разработками в сфере робототехники и искусственного интеллекта, а затем провели большие парламентские слушания, посвященные вопросам развития цифровой экономики.
«Тема не случайно вынесена на площадку Государственной думы. У нас в планах рассмотрение большого блока законов по развитию цифровой экономики, не все идет гладко, – пояснил председатель ГД Вячеслав Володин. – Есть законопроекты, которые мы должны были рассмотреть и принять еще вчера, но их пока нет в проектах. Из приоритетных законов, которые должны быть приняты до 1 января будущего года, принят пока только один». «Есть и другая сторона – это вопросы защиты персональных данных, прав наших граждан», – продолжил он. Законодательство играет ключевую роль в обеспечении условий «для того, чтобы наши компании имели преференции, могли развивать свои предложения более эффективно, и, конечно, это должно в первую очередь сказаться на качестве жизни людей», добавил Володин.
Вице-премьер Максим Акимов рассказал о важности технологического развития и привел пример: «Ни услуги медицины, ни услуги современного образования без цифровых технологий в удаленные территории не доставить». Акимов полон оптимизма: «У нас седьмое место в мире по степени вовлеченности людей в цифровую экономику. 86% населения России пользуются Интернетом каждый день. Россия имеет все предпосылки для встраивания в цифровой мир на правах лидера». «Робототехника, сенсорика и новые промышленные технологии – это набор технологий, по которым сейчас предусматривается и предоставляется поддержка в виде субсидий лидирующим исследовательским центрам, субсидирование процентных ставок по кредитам на внедрение, грантов малому технологичному бизнесу и вступление в капитал компаний», – перечислил вице-премьер.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин отчитался, что уже внесены в Думу законопроекты о создании электронных дубликатов бумажных документов, о цифровом профиле гражданина, о безопасности при использовании цифровой подписи. Затем появилась новость, что в Госдуму внесен законопроект об электронных трудовых книжках.
«Законодательство в сфере цифровой экономики – это качественно новая сущность. Прорывные технологии очень чувствительны к регуляторным ошибкам, поэтому так долго и тяжело идет поиск баланса интересов», – пояснил Орешкин.
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков рассказал о документе под названием «Цифровая экономика». «В рамках нацпроекта (по паспорту, однако, это нацпрограмма. – «НГ») в России также будут внедряться технологии связи пятого поколения», – цитирует министра пресс-служба ГД. Носков уточнил, что за шесть лет государство направит на поддержку высокотехнологичного бизнеса более 280 млрд руб.
Однако, судя по материалам Счетной палаты, взаимосвязь нацпрограммы «Цифровая экономика» и национальных целей из нового (от 2018 года) майского указа президента, вызывает сомнения. В частности, указ президента предполагает «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере». Но аудиторы не смогли обнаружить по этому пункту ни оценок текущего состояния, ни целевых ориентиров – «показатели не определены», сообщает Счетная палата.
Сама нацпрограмма, судя по паспорту, будет посвящена прежде всего обеспечению финансового потока в проекты, которые попадут под расплывчатое понятие «цифровая экономика». Среди ее основных целей в первую очередь упоминается «увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в ВВП) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом». Далее следуют такие цели, как «создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств»; «использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями». Стоимость всей нацпрограммы оценивается в 1,6 трлн руб., из них около 1,1 трлн руб. выделит федеральный бюджет.
В позитивный кумулятивный эффект мероприятий нацпрограммы остается только верить, потому что четкого обоснования предлагаемых мер и целевых показателей нет.
«Точечность и скорость принимаемых решений региональными властями на основе больших данных и искусственного интеллекта исходя из реальных нужд населения явно будет способствовать росту благосостояния и качества жизни населения в регионах», – пояснил «НГ» руководитель направления компании «Инфосистемы Джет» Александр Криницин.
«Нацпрограмма имеет верный «скелет», – замечает Криницин. – Но так же, как и аналогичные программы в других странах, на текущий момент она требует скрупулезной дополнительной проработки каждой цифровой ветви с экспертами рынка, прошедшими все перипетии на внедрениях тысяч разнообразных проектов».
Как говорит, в свою очередь, эксперт инвестиционно-финансовой компании «Солид» Вадим Кравчук, нацпрограмма «Цифровая экономика», безусловно, важна в контексте ускорения экономического роста. «В условиях современного мира, где стабильно растет вклад в экономику от технологического сектора, очень важно обеспечивать соответствующую цифровую инфраструктуру», – пояснил эксперт.«Однако, как и всегда, когда речь идет о реализации масштабных проектов в России, существует ряд рисков. Основные задачи проекта будут решаться посредством денежных вливаний, а также за счет создания инфраструктуры и обеспечения условий для развития сферы. Поэтому очень важно будет оценить эффективность этих бюджетных трат, то есть обеспечить надлежащий аудит», – говорит Кравчук.
По его словам, риск того, что значительные денежные вливания не оправдают себя, существует всегда: «Государство зачастую не самый эффективный управляющий».«На наш взгляд, логично бы было реализовывать подобные программы на базе инновационных российских компаний, в том числе частных», – считает эксперт.
«Даже при наличии всех необходимых предпосылок для развития в нашей стране IT-сектора существует сразу несколько взаимосвязанных факторов, которые этому препятствуют. Первый и главный фактор – это стремление государства контролировать этот процесс», – пояснил управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Эксперт напомнил об истории с так называемым пакетом Яровой.
«Высокие законотворческие риски, которые фактически делают труднопрогнозируемым любой бизнес-кейс для участников российского IT-рынка, – это едва ли не главное препятствие на пути развития цифровой экономики в нашей стране», – добавил Жарский.
Также эксперт указал на «превалирующую роль государства в экономике»: «Государство сейчас едва ли не главный заказчик решений у участников рынка. Самые крупные и дорогие контракты связаны именно с госзаказом. Но все эти решения касаются либо электронного документооборота и госуслуг, либо «клонирования» зарубежного софта для нужд госструктур, ограниченных в его закупке». Стимулирует ли это рынок, сделает ли это его конкурентоспособным? Видимо, покажет время.
комментарии(0)