Перевалка грузов через аэропорт Красноярск растет. Фото с сайта www.sks.aero
С декабря 2017 года, с момента пуска в эксплуатацию нового пассажирского терминала аэропорта Красноярск, борьба за право называться главным сибирским хабом только возросла. 8 июля Красноярск стал столицей Евразийского форума по развитию пассажирских и грузовых маршрутов Network, в котором принимают участие более 300 делегатов транспортной отрасли со всего мира. Проведение такого масштабного и авторитетного мероприятия – еще одна заявка города на право считаться новым евразийским центром авиаперевозок.
Красноярск – новый авиацентр России
Если быть более точным, в Красноярске в эти дни проходит не один, а сразу два форума – Network и Network Cargo, специальная площадка для участников рынка грузовых авиаперевозок. Организатором мероприятий выступает Центр стратегических разработок в гражданской авиации, а Международный аэропорт Красноярск стал соорганизатором и принимающей стороной. 7 июля аэропорт представил участникам экскурсионную программу по достопримечательностям Красноярска и Красноярского края. А мероприятия в рамках форумов продлятся 8–9 июля.
В течение двух дней состоится несколько деловых мероприятий для авиакомпаний, аэропортов, туристических операторов, грузовых терминалов, экспресс-перевозчиков, экспедиторских компаний и поставщиков решений из стран Евразийского континента. В программе первого дня Network – Стратегический форум гражданской авиации, конференция и практические семинары о маркетинговых и коммерческих сторонах работы авиакомпаний, а второй день отведен обсуждению проблем аэропортов. Ключевым событием форума станет переговорная программа: делегаты могут запланировать неограниченное количество индивидуальных деловых встреч и найти новые контакты.
Как ожидается, участники переговоров по итогам общения расширят свое присутствие в регионе за счет развития маршрутной сети. А кроме того, в рамках форума пройдут выставка и презентации аэропортов, авиакомпаний, туристических операторов, авиамаршрутов, а также церемония награждения победителей Евразийской премии в области авиационного маркетинга – лучших авиакомпаний и аэропортов, которые в 2018 году показали выдающиеся результаты в коммерческой деятельности.
Воздушные ворота в «Енисейскую Сибирь»
Одна из центральных тем форума – будущее красноярского аэропорта как одной из точек развития расположенного в центре Евразии Сибирского макрорегиона. Напомним, в конце марта правительство РФ отдало распоряжение о поддержке комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». Его цель – активизация социально-экономического развития Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва, снятие инфраструктурных ограничений и ускорение экономического роста, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, создание новых рабочих мест. В перспективе возможно присоединение к агломерации четвертого региона – Иркутской области.
Федеральным правительством одобрено более 30 проектов в сфере энергетики, промышленности, транспорта, которые будут реализованы в «Енисейской Сибири» до 2027 года. По оценкам властей Красноярского края, программа позволит к этому времени привлечь не менее 1,8 трлн руб., а к 2035 году сумма вырастет до 3,5 трлн. Кроме того, ожидается создание более 70 тыс. новых рабочих мест, а консолидированный бюджет, по прогнозам, получит 528 млрд руб. налоговых отчислений.
Шесть проектов «Енисейской Сибири» уже находятся в стадии реализации или войдут в эту стадию в этом году. Одним из них стало создание международного транспортно-логистического и производственного хаба на базе аэропортов Красноярск и Черемшанка, который станет едиными воздушными воротами в Сибирский макрорегион. Проект будет представлять собой комплекс объектов с необходимой административно-деловой, хозяйственной, инженерно-транспортной инфраструктурой с зонами по обработке грузов и промышленного производства, объединенными единой территорией и администрируемыми одной управляющей компанией, с приданием территории статуса особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Это крупная транспортно-логистическая инициатива, реализация которой позволит сделать макрорегион интегратором как минимум трех видов перевозок – авиации, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Красноярская воздушная гавань уже показывала свою способность обслуживать насыщенные пассажирские потоки во время зимней Универсиады в марте. Пассажиры отмечают современность и комфортность нового международного пассажирского терминала, введенного в эксплуатацию в декабре 2017 года. Благодаря ему, например, с этого года появилась возможность быстрого таможенного оформления трансферных пассажиров международных авиарейсов: в июне были оформлены первые туристы, летевшие из Москвы в Пекин и обратно, – им не пришлось получать и вновь сдавать багаж в промежуточном аэропорту посадки по пути к конечному месту путешествия.
А о высоком потенциале грузовых перевозок говорит действующая грузовая маршрутная сеть, которая к настоящему моменту включает в себя регулярные рейсы в Китай и страны Европы. В аэропорту также реализуется фидерная модель грузоперевозок (регулярные и чартерные рейсы на Дальний Восток и в другие регионы России в центры консолидации грузов), а также технология перегрузки tail-to-tail (когда трансферный груз перемещается с одного самолета на другой, позволяя перевозчику оптимизировать грузовые потоки), которая помимо Красноярска в России реализуется только в Шереметьеве и Домодедове.
Грузопассажирский хаб для всей Евразии
Необходимость развития международного аэропорта Красноярск диктуется прежде всего майским указом президента Владимира Путина, одна из целей которого – увеличение к 2024 году сети межрегиональных пассажирских маршрутов в обход Москвы до 50% от общего количества внутренних рейсов. Сейчас в России примерно половина пассажиропотока на воздушном транспорте приходится на Московский авиаузел – Шереметьево, Домодедово, Внуково. Красноярск с этой точки зрения является оптимальным центром для организации авиатранспортного узла Евразийского региона. В первую очередь благодаря своему географическому положению: город расположен на пресечении транссибирской и кросс-полярной воздушных трасс, что дает преимущества в развитии местного международного аэропорта по модели мультимодального грузового хаба.
Дополнительным выгодным фактором является наличие в непосредственной близости аэропорта Черемшанка, специализирующегося на внутрирегиональных перевозках. Сейчас правительство Красноярского края и аэропорт Красноярск прорабатывают комплекс мер по интеграции Черемшанки в единый транспортный комплекс и за счет этого придания аэропорту нового импульса в развитии. Историческое соседство позволяет соединить два аэродрома рулежной дорожкой и тем самым сделать возможным функционирование двух аэропортов в едином транспортном комплексе, превратить Красноярск в один из базовых региональных аэропортов для внутрирегиональных перевозок.
Потенциал хаба в Красноярске – два аэропорта, автомобильный выход на федеральную автотрассу, строящаяся железнодорожная ветка до Транссибирской магистрали и в перспективе – грузопассажирская ветка через аэропорт Красноярск. И это уже привлекает интерес инвесторов. 29 марта 2019 года на Красноярском экономическом форуме был подписан трехсторонний меморандум о создании авиационного транспортного узла в Красноярске между Международным аэропортом Красноярск, авиакомпанией «Аэрофлот» и правительством края. Стороны закрепили намерение создать транспортный хаб на базе аэропорта Красноярск в целях развития межрегиональных перевозок в рамках исполнения майского указа президента. С будущего года «Аэрофлот» начнет летать отсюда в Сочи, Игарку, Иркутск, Норильск, Омск и Екатеринбург.
Красноярск станет для «Аэрофлота» вторым базовым аэропортом, в нем будут базироваться современные самолеты Boeing 737 и Sukhoi Superjet 100. Начало работы международного хаба запланировано на 2020 год, при этом уже к 2023 году годовой пассажиропоток «Аэрофлота» в Красноярске сможет достичь 1 млн человек. Развитие хаба позволит расширить маршрутную сеть прямых регулярных рейсов из краевой столицы, повысить мобильность населения и будет способствовать связанности субъектов РФ.
При этом развитие аэропорта Красноярск расширит авиаперевозки не только на внутренних, но и на международных направлениях. Потенциальными участниками новых авиамаршрутов могут стать страны ЕАЭС, Китай, Монголия, Корея, Япония, а также государства Юго-Восточной Азии и Индия, заинтересованные в транзите своих товаров в перспективе через мультимодальный грузопассажирский хаб в столице Красноярского края. Воздушная гавань, например, хорошо подходит для организации логистических маршрутов в рамках программы «Один пояс, один путь», а также для логистической поддержки программы «Арктический шелковый путь».
Как сообщают краевые власти, не в отдаленной перспективе, а уже сейчас есть интерес к новому маршруту со стороны двух компаний в Японии, которые готовы вести перевалку своих грузов через Красноярск – разгружать здесь самолеты и развозить грузы по железной дороге. Таким образом, интеграция региона в мировую логистическую цепочку вполне реалистична и даст осязаемую выгоду в виде новой точки роста экономики, благодаря которой увеличатся отчисления в бюджет, доходность бизнеса, количество новых рабочих мест.
Зачем аэропорту железная дорога
Проект создания международного транспортно-логистического и производственного хаба на базе аэропортов Красноярск и Черемшанка предполагает в первую очередь принятие мер по развитию их инфраструктуры. Среди них – удлинение магистральной рулежной дорожки, реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы и перрона. Обновление аэродромной инфраструктуры и наличие сервисного центра по обслуживанию воздушных судов станут дополнительными стимулами для авиакомпаний мира планировать свои маршруты через Красноярск. Благодаря этим мероприятиям можно будет увеличить прием воздушных судов в два раза, удвоив пассажиропоток и обеспечив перевозку до 800 тыс. т грузов ежегодно.
Один из ключевых элементов – строительство грузопассажирской железнодорожной ветки до территории аэропорта и хаба. Ее собирались ввести в строй еще в 2018 году, к зимней Универсиаде, но проект забуксовал – увяз в согласованиях и расчетах (см. «НГ» от 06.12.18). А тем временем аэропорт продолжает наращивать пассажиропоток: только за первое полугодие 2019 года обслужено более 1 млн пассажиров, в том числе за счет положительного результата в международных перевозках. За весь прошлый год воздушная гавань обслужила 2,5 млн пассажиров, превысив свой исторический максимум. В среднесрочной перспективе аэропорт может удвоиться и достичь отметки 5 млн пассажиров. Такой прогноз делается исходя из запуска нового терминала и строительства новой магистральной рулежной дорожки.
Для обслуживания такого количества пассажиров и в условиях предстоящего существенного роста перевалки грузов аэропорт просто обязан иметь железнодорожное сообщение. Электрифицированная грузопассажирская железнодорожная ветка станет дополнительным альтернативным способом транспортировки и существенно повысит транспортную доступность для жителей прилегающих к аэропорту районов. При этом доходность новой ветке обеспечат грузоперевозки: реализация проекта позволит привлечь в регион новые производства и увеличить объем и скорость транзита грузов как в Красноярском крае, так и с Дальнего Востока до западной границы России. Как отмечают краевые власти, проект строительства уже существует, и при наличии финансирования железнодорожная ветка может быть построена за год-полтора.
комментарии(0)