Цены на бензин растут, опережая инфляцию. Фото РИА Новости
Девять из десяти россиян видят риск дальнейшего повышения цен на бензин и дизель. Таковы результаты опроса исследовательского холдинга «Ромир», проведенного накануне завершения действия соглашения между правительством и нефтяниками. Опасения граждан понятны: цены на бензин и дизель растут, опережая инфляцию почти вдвое. Сами нефтяники прямо заявляют о дальнейшем росте цен на топливо. Чиновники уверяют, что необходимости в госрегулировании цен больше нет, обещая «санкции» тем нефтяникам, кто все-таки пойдет на чрезмерное увеличение стоимости. Впрочем, действующие ранее соглашения между компаниями и государством нисколько не мешали росту цен на дизель и бензин, отмечают эксперты.
В исследовании «Ромира» приняли участие 1,3 тыс. российских автомобилистов, проживающие во всех регионах России и во всех типах населенных пунктов. И, как следует из результатов опроса, чуть менее половины россиян (44%) считают, что существующие меры контроля за ценами на топливо становятся малоэффективными, что может в дальнейшем вызвать рост цен. Треть опрошенных уже сегодня находит существующие меры контроля за ценами не эффективными, не способными контролировать уровень цен. Практически каждый пятый полагает, что ситуация на рынке топлива требует постоянного внимания со стороны властей. Лишь 4% опрошенных считают, что ситуация с ценами на топливном рынке находится под контролем и оснований для беспокойства нет.
«Таким образом, девять из десяти опрошенных автовладельцев (93%) в той или иной степени видят возможный риск в дальнейшем повышении цен на топливо. Противоположного мнения придерживаются 7% респондентов», – подчеркивают исследователи.
Отвечая на вопрос социологов о том, что в большей степени может повлиять на рост цен на топливо, более трети опрошенных (38%) отметили, что к росту цен может привести использование крупными нефтяными компаниями своего положения на рынке. Четверть респондентов (24%) называют среди причин возможного повышения цен на бензин дополнительные налоги и сборы со стороны государственных органов. В свою очередь, каждый пятый автолюбитель винит в росте цен бесконтрольное ценообразование на частных АЗС. 13% опрошенных считают, на рост цен на бензин в России влияет ситуация на мировом топливном рынке, следует из результатов опроса.
Ожидание дальнейшего роста цен на бензин толкает население к поддержке госрегулирования цен на топливном рынке. И подавляющее большинство опрошенных в той или иной мере поддерживают подобные меры, замечают в «Ромире». «Так, почти половина респондентов (47%) считает вмешательство властей полностью правомерным, ссылаясь на подобную практику в некоторых странах. Еще 45% называют контроль со стороны правительства за ситуацией с ценами на бензин правомерным, но выступают за выработку правовых механизмов, контролирующих внутренние цены на топливо без ручного регулирования», – рассказывают социологи, замечая, что лишь 8% респондентов характеризуют госконтроль как полностью неправомерный.
Исследователи отмечают: опрос автомобилистов проводился накануне прекращения действия соглашения между правительством РФ и нефтяными компаниями по стабилизации рынка топлива. Напомним, в конце прошлого года власти заключили соглашение с крупнейшими нефтяными компаниями РФ о стабилизации цен на топливо. Согласно этим договоренностям, компании повысили розничные цены с 1 января не более чем на 1,7% (с учетом повышения НДС), а с 1 февраля индексировали их равномерно, так чтобы по итогам года не превысить прогнозную среднегодовую инфляцию (4,6%). Это соглашение действовало до 1 июля.
При этом нельзя сказать, что действовавшие ранее ограничения также серьезно тормозили рост цен на топливо. К примеру, как сообщали в Росстате, бензин за год дорожал в полтора раза быстрее, чем средний рост цен по стране. А дизтопливо за год дорожало в два раза быстрее инфляции. Средние цены на бензин с января по май 2019 года оказались на 7,9% выше, чем за тот же период прошлого года. А средние цены дизтоплива поднялись на 12,4%. И это притом, что общая инфляция за год составила 5,2% (см. «НГ» от 30.06.19). Подобное движение цен на бензин и дизель не слишком подтверждает обещания властей о том, что рост топливных цен будет находиться в пределах инфляции.
Большинство опрошенных «Ромиром» (70%) знают о наличии соглашения между правительством и крупными нефтяными компаниями о стабилизации топливного рынка, в том числе о неповышении цен выше установленных кабмином РФ. При этом две трети россиян считают это соглашение эффективным. Противоположного мнения придерживаются 36% респондентов. Однако девять из десяти (93%) респондентов считают необходимым введение дополнительных мер по регулированию розничных цен на бензин помимо действующего соглашения, замечают исследователи.
У граждан есть свои предложения по стабилизации топливных цен на внутреннем рынке. К примеру, свыше половины опрошенных выступают за введение квотирования, ограничивающего продажу нефти и нефтепродуктов на экспорт. Чуть менее – 48% – предлагают ввести максимальную норму прибыли в отрасли (как это сделано, например, в торговле с торговой наценкой), следует из результатов опроса. «Четверть опрошенных считают целесообразным введение дополнительных сборов, способных компенсировать рост цен для розничных потребителей», – продолжают ученые.
Что примечательно, фактически сразу после завершения соглашения цены на бензин в РФ пошли вверх. В результате, к примеру, биржевые цены на топливо с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на Дальнем Востоке превысили розничные после окончания соглашения властей с нефтекомпаниями. О росте цен на топливо по истечении действия договоренностей с нефтяниками сообщала и Московская топливная ассоциация. Только в первый день дизельное топливо в некоторых случаях подорожало на 60 коп., а бензин прибавил в среднем 10 коп.
Ситуация на рынке топлива в России в целом стабильна, цены растут значительно медленнее инфляции, механизм обратного акциза работает, уверяет вице-премьер Дмитрий Козак. Чиновник также отметил, что в настоящее время у правительства «есть уверенность в том, что необходимости дальнейшего ручного управления с помощью индивидуальных соглашений сегодня нет». В то же время прекращение действия соглашения с нефтяными компаниями не означает того, что «с 1 июля правительство отказывается от сдерживания роста цен на моторное топливо», отмечает вице-премьер. «Вместо соглашений будет работать экономический механизм, предусмотренный законом, и есть уверенность в том, что нам удастся выдержать те параметры, которые намечены на долгосрочный период», – пояснил Козак.
В правительстве обещают «санкции» тем компаниям, кто все-таки пойдет на существенное повышение цен. «Если все-таки кто-то заиграется и посчитает, что в отсутствие соглашений можно проводить какую-то самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится, придется тогда все-таки вернуться к той непопулярной идее для компаний, которую мы с вами неоднократно обсуждали», – обещал премьер Дмитрий Медведев.
Под экономическими механизмами, ограничивающими рост цен на топливо, в частности, понимается действующий с 1 января демпфирующий механизм, который должен возмещать компаниям часть разницы между высокими экспортными ценами и условной внутренней ценой на топливо. Однако по итогам первого квартала демпфер сработал в обратном направлении – то есть нефтяники были вынуждены платить государству. Компании настояли на пересмотре его формулы. На данный момент Минфин и Минэнерго согласовали формулу и источники компенсации нефтяным компаниям за поставки топлива на внутренний рынок на 2019 и 2020 годы.
Вряд ли «угрозы» властей о санкциях будут действенны, сомневаются эксперты «НГ». Причина в том, считает старший аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Суверов, что в России акцизы носят преимущественно фискальный характер. «А это фактор для постоянного роста стоимости топлива», – считает он.
Кроме того, по мнению эксперта, государство необходимо по-разному регулировать внутренний рынок. «К примеру, в европейской части России достаточно игроков и предложений бензина, рынок даже профицитный, чтобы цены стабилизировались и не росли, но на Дальнем Востоке маржа нефтяных компаний должна регулироваться государством», – полагает он.
В итоге формально ручного управления больше нет, но регулировать цены по рыночным правилам компании не могут, замечает президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Он считает, что из этой двойственности ничего хорошего не выйдет. «Это будет урезанная кривая картина, которая может обеспечить временную стабильность, но в перспективе ничего хорошего из этого не выйдет. Что касается роста, то, да, он будет медленный и верный», – цитировали его федеральные СМИ.
комментарии(0)