Эльвира Набиуллина признает, что государство не обеспечило гражданам лучшего качества жизни. Фото фонда «Росконгресс»
Экономика России уперлась в структурный потолок, экономический рост создает бизнес, а не государство. Эти мысли не раз в последнее время высказывались бизнесменами, учеными, которые весьма критически высказываются о нынешней ставке властей на огосударствление экономики. В четверг к хору озабоченных экономистов присоединилась и глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина.
Экономика РФ, которая в первом квартале 2019 года прибавила лишь 0,5%, уперлась в свой структурный потолок, и пытаться перезапустить рост за счет денежно-кредитной политики опасно, сказала Набиуллина, выступая на Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге. Она продолжила тем самым дискуссию с министром экономического развития Максимом Орешкиным, который не так давно, во-первых, нелестно отозвался о познаниях ЦБ в макроэкономике, а во-вторых, призвал стимулировать банки к кредитованию не населения, а компаний (см. «НГ» от 30.06.19).
«Если пытаться сдвинуть центробанковскими инструментами потенциальные темпы роста, мы в конечном счете получим либо инфляцию, либо пузыри на финансовых рынках, а скорее всего и то и другое», – предупредила в четверг Набиуллина. Она не ограничилась критикой перенаправления банковских потоков с потребительского сектора в корпоративный, а именно с точки зрения макроэкономики объяснила, почему делать этого не стоит.
По ее словам, эффективный бизнес не готов инвестировать, спрос на привлечение финансовых ресурсов есть только у компаний в слабом финансовом положении, которым деньги нужны для выживания, а не для развития. Именно поэтому финансовый сектор неохотно кредитует компании, считает Набиуллина. Она также объяснила, почему эффективный бизнес не готов инвестировать.
«Возможно, мы сейчас стоим перед лицом даже более грозного вызова – темпы экономического роста очень низкие, бизнес пока не видит перспектив, доходы населения практически не растут, и граждане слабо чувствуют, что достигнутая стабильность дала им лучшее качество жизни», – сказала глава ЦБ. Корень проблем нужно искать именно в структуре российской экономики, а не во внешних условиях, которые сейчас в целом приемлемы, считает она.
Внешняя среда – замедление глобальной экономики, торговые войны, санкции – уже не так пугает главу ЦБ, притом что она будет оставаться сложной. «Мы явно живем сейчас совсем не в рисковом сценарии. Цены на нефть несколько выше ожиданий, наша страна продолжает быть интересной для глобальных рынков капитала. Главные ограничения для развития, на мой взгляд, внутренние», – сказала глава ЦБ.
Главный драйвер будущего роста, по ее мнению, – «кардинальное улучшение» инвестиционного климата. «Нужно создать стимулы для предпринимательской инициативы. Экономический рост создает бизнес, а не государство», – заявила глава ЦБ страны, где 70% экономики контролируются государством и госкомпаниями.
По ее словам, государственные инвестиции не могут подменить частные. «Даже при успешной реализации нацпроектов в их государственной части нет никакой гарантии, что они создадут соразмерный мультипликативный эффект через расширение частных инвестиций», – говорит Набиуллина.
По словам Набиуллиной, улучшение инвестиционного климата не сводится к сокращению административных барьеров.
«Нужна защита частной собственности, независимые суды, и именно судебное урегулирование корпоративных конфликтов, лучшее качество корпоративного управления, развитие человеческого потенциала», – заявила Набиуллина, как будто прочла выдержку из текста защитников прав предпринимателей, подвергшихся рейдерскому захвату со стороны силовиков.
Она признала, что эти слова звучат в неизменном виде много лет, и от частого их употребления они превратились сначала в общее место, потом стали казаться «пустыми словами» чиновников, а теперь похожи на крик отчаяния. «Но нам по-прежнему нужно лучшее качество деловой среды, а это большая и долгая работа», – заявила глава ЦБ.
«Теоретически все возможно: и судебную систему реформировать, и государственный аппарат, и силовые структуры перенастроить на решение задач развития, на защиту интересов населения и бизнеса. Но это потребует большой политической воли и усилий. Такое возможно только в критической ситуации, когда край – и отступать некуда. Сейчас же формально все стабильно, все спокойно, нет мотивации на перемены. По логике чиновников, не нужно ломать то, что и так худо-бедно работает», – размышляет эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.
По мнению эксперта, «кардинальное улучшение инвестклимата» в РФ без демонтажа нынешней системы власти, без кардинального изменения места силовиков в системе власти и без создания новой судебной системы практически невозможно. «Если не обманывать себя, даже не только существующий состав власти, а вся существующая система власти не способна на радикальные перемены. И в первую очередь не способна ради будущего страны пожертвовать текущими интересами элит», – говорит Калачев.
Выступление Набиуллиной свидетельствует, что в экономических ведомствах все видят и все понимают, так как это понимание периодически прорывается в публичную сферу. «Но, может быть, все проще. Может быть, Эльвира Сахибзадовна просто сменила спичрайтера и не успела толком ознакомиться с подготовленным для нее текстом», – не исключает Калачев.
«Критика нынешних приоритетов государства со стороны Набиуллиной вызывает удивление, но в то же время она очень логична. До тех пор пока реформы подстраиваются под политические приоритеты, а частный сектор переживает структурные проблемы, говорить о значительном ускорении темпов роста и кардинальном улучшении инвестиционного климата невозможно, – сказал «НГ» руководитель подразделения компании «Инстант Инвест» Роман Жаткин. – По оценке Heritage.org (рейтинг готовится совместно с Wall Street Journal), Россия по степени свободы бизнеса находится на 98-м месте, ниже Уганды и Молдовы, попав в категорию «Практически несвободные». У страны слабые показатели юридической эффективности и свободы торговли. Естественно, свою роль здесь играют противостояние с западными странами, протекционизм и политическая нестабильность».
«Дисбаланс частного и государственного сектора мешает формированию благоприятного инвестклимата. Госрасходы способны послужить базой для роста экономики, но госинвестиции не могут стать вечным двигателем экономического роста, очень быстро становясь катализатором как позитивных, так и негативных трендов. Ровно об этом говорит и Набиуллина – не надо подменять собственный непрофессионализм печатным станком либо ростом фискального бремени», – сказал «НГ» профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ им Г.В. Плеханова Константин Ордов.
Часть экспертов не удивились тому, что Набиуллина, по сути, открыто критикует нынешний экономический курс с приоритетом государственных, а не частных инвестиций. «Набиуллина еще в бытность министром экономического развития была сторонником частных инвестиций, так что для нее эти мысли не новы», – сказал «НГ» президент «Опоры России» Александр Калинин. По его мнению, структурные изменения в экономике, в том числе реформа госуправления и правовой системы, заложены в планах правительства, однако темпы этих изменений пока не устраивают бизнес. «Нужно ускоряться в этом направлении», – считает Калинин.
комментарии(0)