0
5333
Газета Экономика Печатная версия

03.07.2019 20:18:00

Китайские экономисты отчитались о беспрецедентных успехах

Душевой доход в Поднебесной приближается к 10 тысячам долларов

Тэги: китай, экономика, ввп, валютные резервы, кпк, ссср

On-Line версия

китай, экономика, ввп, валютные резервы, кпк, ссср Власти КНР готовы продемонстрировать успехи страны на юбилее образования государства. Фото Pixabay

Китайские власти рапортуют о беспрецедентных экономических успехах за 70 лет существования КНР. Бурный экономический рост начался в стране 40 лет назад с началом экономических реформ. Но даже если «размазать» эти последние достижения на все 70 лет, то и тогда темпы роста ВВП окажутся выше 8% в год. Россия и СССР не смогли или не захотели использовать опыт китайских реформ. И теперь россияне могут признать полное поражение в мирном экономическом соревновании с Китаем. Россия демонстрирует в последние годы неспособность к развитию, тогда как Поднебесная сохраняет высокие темпы роста даже в условиях торгового конфликта с США.

Китайская экономика за последние 70 лет росла в среднем на 8,1% в год, сообщает Государственное статистическое управление (ГСУ) КНР. «А в период с 1979 по 2018 год китайская экономика росла в среднем на 9,4% в год, что намного выше показателя среднего мирового экономического роста, который составлял 2,9%», – пишет печатный орган КПК Китая «Женьминь Жибао».

ВВП Китая в прошлом году превысил 90 трлн юаней, или около 13,14 трлн долл. «Это составляет разительный контраст с ситуацией в 1952 году, когда аналогичный показатель составлял только 67,9 млрд юаней», – пишет китайская пресса. Валовой национальный доход на душу населения в 2018 году достиг 9,7 тыс. долл., что выше уровня стран со средним доходом.

Финансовые силы страны также заметно возросли, отмечают китайцы. Валютные резервы росли заметными темпами последние 70 лет. К концу 2018 года валютные резервы Китая достигли 3,07 трлн долл. По этому показателю страна занимает первое место в мире последние 13 лет. Для сравнения: валютные резервы КНР на конец 1952 года составляли всего 108 млн долл.

По сравнению с 1949 годом производство угля в Китае увеличилось в 114 раз – до 3,68 млрд т, производство стали выросло в 8503 раза, до 1,11 млрд т.

За последние 70 лет в Китае произошли значительные улучшения в сфере транспорта, телекоммуникаций и производства энергии, свидетельствуют официальные данные. «Транспортная сеть страны заметно расширилась с 1949 по 2018 год. К концу 2018 года общий пробег железных дорог достиг 131 тыс. км, что в пять раз больше, чем в 1949 году, а протяженность высокоскоростных железных дорог превысила 29 тыс. км», – следует из доклада ГСУ. Маршруты полетов гражданской авиации увеличились в 734 раза с 1950 года до 8,38 млн км в 2018 году.

 Китай добился успехов и в развитии сельхозсектора. «Общий объем производства зерна в стране увеличился со 113,18 млн т в 1949 году до 657,89 млн т в 2018-м», – следует из СМИ.

В отчете китайской статслужбы выделены и успехи сферы услуг за последние семь десятилетий. Так, к 2018 году добавленная стоимость в сфере услуг достигла 46,98 трлн юаней (около 6,9 трлн долл.) по сравнению с 19,5 млрд юаней в 1952 году. Среднегодовой рост сектора с конца 1970-х годов составил 10,4%. Для сравнения: среднегодовой рост доходов жителей Поднебесной за тот же период составил 12,5%.

Китай продолжит углублять реформы и сосредоточится на создании ориентированной на рынок международной деловой среды, пообещал на закрывшемся в среду Всемирном экономическом форуме («Летний Давос») в Даляне премьер Госсовета КНР Ли Кэцян. Он также отметил, что за 40 лет реформ Китай постоянно повышает уровень открытости внешнему миру, активно интегрируется в мировую систему разделения труда в производстве.

«Мы будем углублять открытость сектора производства, принимать меры для ослабления ограничений на долю иностранного капитала в автомобильной индустрии. Мы приветствуем участие иностранного капитала в таких передовых сферах, как электронная информация, производство оборудования, новые материалы, медицина и др. Кроме того, Китай примет меры по расширению открытости финансовой и других отраслей современных услуг, в том числе отменит ограничения на иностранную собственность брокерских компаний, фьючерсных дилеров и страховщиков жизни к 2020 году с опережением намеченного плана на один год», – обещает он. Подобные предложения звучат на фоне продолжающегося замедления китайской экономики: по итогам первого квартала ВВП страны увеличился всего на 6,4% в годовом выражении.

Примечательно, что нынешние китайские власти, отчитываясь за 70-летний период существования Китайской Народной Республики, никак не противопоставляют время культурной революции Мао Цзедуна более успешному периоду открытости и реформ. Для китайцев это один временной период, но они не хотят концентрироваться на прошлых неудачах.

Подобное единение разительно отличается от того, к чему привыкли россияне. У нас каждый следующий правитель оправдывает свои неудачи ссылками на ошибки предшественников. К примеру, в рамках только одного исторического периода – современной России – почему-то принято ругать 1990-е годы и хвалить сытые нулевые. Китайцы же этого не делают, предпочитая называть те или иные успехи общими заслугами.

Эксперты считают, что причины невосприимчивости России к китайскому опыту лежат очень глубоко. В Китае, например, власть не была так персонифицирована, как в СССР и в РФ. «С конца 1970-х существовало коллективное руководство. Все важнейшие решения обсуждались коллегиально и согласовывались с группой высокопоставленных партийцев старшего возраста (80 лет и выше)», – рассказывает эксперт центра «Карнеги», научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований Дальневосточного отделения РАН Иван Зуенко. Сама же китайская элита была гомогенной как по этническому происхождению, так и по жизненному опыту. «Ее пронизывало множество ниточек личных связей, которые позволяли в нужный момент консолидироваться, несмотря на разногласия», – замечает ученый.

А собственно «китайское экономическое чудо» было основано на дешевом труде, притоке зарубежных инвестиций и благоприятном геополитическом фоне, когда Запад не требовал от Китая строгого соответствия своим идеологическим нормам. «Китай мог не отвлекаться на холодную войну и гонку вооружений и не должен был поддерживать дюжину режимов по всему миру. Китайские идеологи были эклектиками, отчасти поневоле, отчасти по причине слабой теоретической подготовки – они с легкостью вписывали в свою программу любые веяния времени. КПК, пережив банкротство социалистической идеологии, стала лишь сильнее, превратившись в националистическую партию, целью которой было провозглашение возрождения национального величия», – пишет Зуенко, замечая, что ситуация в СССР была прямо противоположной.

Есть и другие причины. «У Китая было то, чего не было у современной России, а именно низкая база. К концу 1970-х КНР была в общем очень небогатой страной, где ВВП на душу населения вплоть до середины 1980-х был ниже 200 долл. На тот момент вклад сельского хозяйства в ВВП оценивался в 90%», – напоминает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Кроме того, продолжает доцент РАНХиГС Сергей Хестанов, Китай не допустил никаких крупных ошибок в принятии экономических решений. «С 1979 года, когда у них стартовали реформы, не было ни одного дефолта, даже ослабление юаня было умеренным. В Китае удалось выстроить значительно более диверсифицированную экономику, чем в России», – поясняет он.

«В развитии Китая удачно совпала индустриализация с новым этапом научно-технической революции и мировым потребительским бумом. Основным источником силы все эти годы выступала дешевая рабочая сила, растущая высокими темпами по мере перемещения населения из сельских провинций в города. Открытость для инвестиций в сочетании с доступностью трудовых ресурсов превратили Китай в «мировую фабрику» потребительских товаров», - добавляет эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. Развал Советского Союза был воспринят китайским режимом как мрачное предостережение и толкнул страну к преобразованиям. «Изучение негативного советского опыта способствовало интеграции в китайскую политическую практику таких элементов, как предельный возраст для руководителей партии и страны, а также предельный срок работы на руководящих должностях (два срока по пять лет)», – замечает Зуенко.

В то же время текущее поведение китайцев, по мысли ученого, все больше позволяет говорить о том, что Китай все-таки пойдет или уже отчасти идет по пути СССР. 

«Во внешней политике Китай встал на тот же путь экспансионизма и милитаризации, что и Советский Союз. Экономика теряет гибкость... Во внутренней политике продолжается концентрация власти в руках «партийного ядра» – самого председателя Си. Из Конституции убрали пункт, запрещающий главе государства занимать свой пост более двух сроков. Фактически нарушено правило «67 – да, 68 – нет» (предельный возраст для руководителей – «НГ»)... Все это позволяет утверждать, что Си Цзиньпин твердо вознамерился сохранять власть и далее. Увы, в перспективе это приведет к тому, что Китаем будет управлять геронтократический режим. И это не исправление ошибок СССР, а их повторение», – резюмирует Иван Зуенко.

Есть и другие признаки того, что Китай, несмотря на все экономические преобразования, обнаруживает сходство с некоторыми признаками позднего СССР. В частности, два года назад имя сегодняшнего главы КНР Си Цзиньпина его концепции дальнейшего пути развития страны было внесено в устав Компартии Китая. Таким образом он стал вторым лидером Китая после Мао Цзэдуна (отца-основателя КНР – «НГ»), чье имя внесено в устав партии при жизни. «Вообще он очень сильно укрепил свою власть еще до съезда. Практически все направления политические взял в свои руки. Поэтому можно сказать, что дело идет к культу личности. Но, по сути, он нового ничего идеологического не внес», – приводит РИА Новости слова проректора Дипломатической академии МИД РФ Александра Лукина.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Михаил Сергеев

В России грузовые гражданские дроны и беспилотный транспорт существуют в основном на бумаге

0
1192
Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Геннадий Петров

Спустя два месяца после выборов рейтинг избранного президента снижается, в том числе из-за его странных внешнеполитических инициатив

0
1424
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
982
Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Технологический суверенитет – дело редкое и дорогое

0
1257

Другие новости