Европейские производители Airbus находятся в условиях жесткой конкурентной борьбы с американской корпорацией Boeing. Фото Reuters
Длящийся около 15 лет «авиационный» спор США и Евросоюза о субсидировании отрасли приобретает особый смысл. Сейчас этот спор разгорается с новой силой на фоне проблем с Boeing 737 MAX и вполне укладывается в проводимую Дональдом Трампом политику торговых войн. Офис уполномоченного США по вопросам торговли Роберта Лайтхайзера предложил расширить список товаров из Евросоюза, ввоз которых планируется ограничить. В основном это продовольственные товары.
Офис уполномоченного США по вопросам торговли Роберта Лайтхайзера опубликовал «для обсуждения» список товаров из ЕC, на которые могут быть введены дополнительные ввозные пошлины.
В этом списке 89 категорий, на три четверти он состоит из продовольственных товаров. Это оливки, фрукты, соки, мясо, макаронные изделия, сыры, алкогольные напитки (в частности, виски) и др. Кроме того, в список включена продукция металлургической и химической промышленности. Как уточняется в материалах, это именно дополнение к первоначальному списку, опубликованному 12 апреля: он охватывал товары стоимостью 21 млрд долл.
«Дополнительные пошлины могут быть введены в качестве штрафной меры в конфликте Вашингтона и Брюсселя, касающегося субсидирования Евросоюзом и четырьмя его государствами – Германией, Францией, Испанией и Великобританией – концерна Airbus, главного конкурента американской корпорации Boeing», – передает Deutsche Welle.
Информагентства напоминают, что жалобы на субсидии, полученные Boeing от США и Airbus от Евросоюза, были направлены во Всемирную торговую организацию (ВТО) в один день – 6 октября 2004 года. С тех пор США и Евросоюз попеременно обвиняют друг друга в незаконном предоставлении субсидий своим авиастроителям.
В мае 2018 года ВТО признала европейские субсидии для Airbus ущемлением интересов Boeing, США тогда пригрозили Евросоюзу штрафными мерами. В марте 2019-го ВТО встала на сторону Евросоюза, заявив, что в США оказывалась незаконная финансовая поддержка Boeing, уточняет агентство «Финмаркет».
И Роберт Лайтхайзер тогда заявил, что ВТО оценивает запрос Вашингтона о принятии Штатами контрмер на общую сумму в 11 млрд долл. В офисе торгового представителя уточняли, что предварительный список товаров, на которые будут распространяться ограничения, включает в себя гражданские вертолеты и самолеты, а также их комплектующие, помимо этого упоминались продовольственные товары. Еврокомиссия отреагировала и пригрозила ответными мерами в отношении товаров из США на сумму 20 млрд долл. в год (см. «НГ» от 17.04.19).
Затем в апреле этого года президент США Дональд Трамп написал в Twitter: «Всемирная торговая организация считает, что субсидии Европейского союза в пользу Airbus негативно повлияли на США».
Этот «авиационный» спор, разгоревшийся с новой силой на фоне выявленных проблем с Boeing 737 MAX, приобретает особый смысл. Обсуждение, условно говоря, «продуктовых санкций» вполне укладывается в проводимую Трампом внешнеэкономическую политику – политику торговых войн (о прошлых претензиях Вашингтона к Евросоюзу – см. «НГ» от 05.03.18; 02.06.19).
«Острая конкуренция между двумя флагманами мирового авиастроения длится давно и закончится нескоро. Потери позиций Boeing из-за неудач с моделью 737 MАХ 8 обусловили желание американских производителей сдержать конкурента новыми обвинениями в субсидировании, – комментирует ситуацию эксперт компании «Финам» Алексей Калачев. – И данный спор становится элементом большой торговой войны, используемым в качестве повода для ее обострения. Дональд Трамп еще в ходе президентской гонки ставил цель усилить торговые позиции США».
«Примечательно, что мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда сложно сказать, кто прав, кто виноват. С одной стороны, Трамп прав в том, что мировая система импортных пошлин выстроена с перекосом в ущерб США, – говорит старший аналитик центра «Альпари» Вадим Иосуб. – С другой стороны, в действиях Трампа не видно системы, он зачастую импульсивен, его заявления напоминают шантаж». Поэтому сложно прогнозировать, какие еще списки ограничений могут придумать в Вашингтоне.
«Вопрос о законности авиасубсидий лишь один пример претензий, которые предъявляет Трамп к торговле с Евросоюзом. Более того, президент США старается отделить этот вопрос от остальных претензий. Другие примеры – Трамп регулярно угрожает особыми ограничениями на автомобили из Евросоюза», – замечает аналитик компании «Фридом Финанс» Ален Сабитов.
«Думаю, что США и Евросоюз, равно как США и Китай, будут обмениваться суммами претензий, и каждая сторона будет прибавлять к этим суммам еще несколько миллиардов долларов, чтобы усилить свою переговорную позицию», – ожидает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
«Вполне возможно, у США найдутся еще претензии к европейцам и сумма увеличится. Но не факт, что обсуждаемые ограничения будут введены в полном объеме, поскольку Евросоюз тоже рассматривает аналогичные меры, – замечает управляющий партнер компании «2К» Тамара Касьянова. – Угрозы – это естественная часть войны, но не все они реализуются».
комментарии(0)