Объемы перевезенных по железной дороге грузов продолжают снижаться. Фото РИА Новости
Явное замедление экономики чиновники компенсировали обещаниями увеличить деловую активность в июне – и особенно во второй половине года. Но предварительные данные за июнь говорят об углублении стагнации. Деловая активность в обрабатывающем секторе снижалась. А объем грузоперевозок по железным дорогам пережил глубочайший спад.
О продолжении стагнации в июне сигнализирует индекс деловой активности обрабатывающих отраслей РФ (PMI). В июне он оказался еще ниже майского уровня, хотя и тогда PMI сигнализировал о спаде. Индекс деловой активности обрабатывающих отраслей опустился в июне до 48,6 балла с майских 49,8. PMI выше 50 баллов говорит о росте экономики, ниже 50 – о торможении.
В компании IHS Markit, которая занимается расчетом индекса, указывают, что текущее значение стало минимальным с июля 2018 года, свидетельствуя о потере потенциала роста к концу второго квартала.
«Влияние на июньский PMI оказало первое сокращение новых заказов с августа 2018 года. Падение было незначительным, но ознаменовало заметный поворот от недавнего мартовского максимума», – комментируют аналитики. На сокращение новых заказов повлияли снижение покупательской способности клиентов и ослабление внешнего спроса, объясняют в IHS Markit. Одновременно и новые экспортные заказы сокращаются второй месяц подряд.
На фоне сокращения новых заказов в июне произошло существенное падение закупочной активности, а темпы сокращения оказались максимальными за последние более чем четыре года, сообщают аналитики. Объемы производства также упали в июне после восьмимесячного роста. При этом спад стал максимальным с апреля 2016 года.
Ослабление спроса и объемов производства происходит на фоне роста производственных затрат. В частности, продолжают экономисты, производители предприятий обрабатывающего сектора сообщали, что в июне увеличили свои затраты из-за роста стоимости сырья и цен поставщиков, притом что уровень инфляции был минимальным с июля 2017 года. «Компании частично возмещали возросшие расходы за счет клиентов, но темпы роста отпускных цен были лишь незначительными в целом, при этом некоторые компании устраивали рекламные акции и предоставляли скидки», – сообщают в IHS Markit.
Ожидания производителей на ближайший год также можно назвать сдержанными. «Степень оптимизма снижается третий месяц подряд, достигнув почти годичного минимума на фоне падения клиентского спроса», – рассказывает экономист компании IHS Markit Шиан Джонс.
Другой косвенный индикатор, свидетельствующий о возможном замедлении экономики, – погрузка товаров на железных дорогах. По данным «Российских железных дорог» (РЖД), погрузка на их сети в июне 2019 года составила 101,6 млн т, что на 5,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «Это максимальный годовой провал с января 2013 года», – отмечает директор аналитического департамента компании «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.
В свою очередь, грузооборот за отчетный период снизился на 1,8% в годовом выражении, до 205,7 млрд тарифных тонно-км. «Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время сократился на 2% и составил 261 млрд тонно-км», – следует из данных компании. Отметим, показатель грузооборота зависит от дальности и объема перевозимых грузов.
В результате погрузка за шесть месяцев, по оперативным данным, составила 633,6 млн т, что на 1,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. С начала года РЖД погрузили меньше зерна (на 36,4%), лесных грузов (на 5,6%), строительных грузов (на 4,6%).
Для сравнения: в мае, по данным Росстата, автомобильным транспортом было перевезено свыше 429,4 млн т грузов. Коммерческие перевозки составили треть от этого объема – 125,4 млн т в мае. Водным транспортом за тот же период было перевезено 11,8 млн т. Всего по итогам мая по всем видам транспорта было перевезено почти 630 млн т, что на 2,7% меньше, чем годом ранее, следует из данных Росстата.
Грузооборот автоперевозок на порядок меньше, чем по железным дорогам. Так, по итогам мая грузооборот по железной дороге составил 224,8 млрд тонно-км, тогда как грузооборот автомобильным транспортом – около 21,2 млрд тонно-км.
Эксперты ставят под сомнение возможность серьезного перетока клиентов РЖД на автодороги. «Рост стоимости бензина, тарифов «Платона» в связи с ростом НДС, а также необходимость обновления автопарков перевозчиков в 2019 году привели к росту тарифов на грузоперевозки автотранспортом», – объясняют в компании «АвтоСпецЦентр».
Тем не менее июньские данные по грузоперевозкам и настроения в обрабатывающем секторе вполне могут в итоге вылиться в печальные макростатистические данные. Все это может перечеркнуть недавние уверения властей о скором экономическом «прорыве».
Напомним, еще недавно комментируя не слишком оптимистичные данные за май, власти призывали не обращать внимания на эти цифры. «Не надо по месяцу смотреть (по показателям мая. – «НГ»). У нас по апрелю был ВВП 1,7%, а до этого было 0,5% за квартал», – призывал глава Минфина Антон Силуанов. С ним был согласен и глава Минэкономразвития Максим Орешкин. «Выше, чем в мае, конечно (будет рост. – «НГ»)», – прогнозировал он, исключая вероятность появления технической рецессии (см. «НГ» от 23.06.19). К слову, по итогам года экономика РФ должна показать рост на 1,3%. Именно такой рост прогнозирует ведомство Максима Орешкина.
Эксперты «НГ» сомневаются в реализации оптимистичных правительственных прогнозов. «Явные признаки замедления во втором квартале сокращают шансы на то, что и официальные прогнозы не будут пересмотрены в сторону понижения. Темпы роста ВВП в реальности по итогам года могут снизиться до 0,8–1%», – считает аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.
Падение статистики перевозки по РЖД – это довольно сильный косвенный признак того, что российская экономика замедляется, соглашается доцент кафедры фондовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов. «В лучшем случае мы увидим стагнацию», – уверен он.
«Экономика тормозится по нескольким причинам. Основные три из них – торможение экспорта, продолжающийся спад потребительского спроса и инвестиционная составляющая. Данные опережающих индикаторов не сулят ничего хорошего в ближайшем квартале», – полагает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. По мнению эксперта, как минимум третий квартал российская экономика будет оставаться очень слабой. «Экономический рост за первые три квартала составит примерно 0,8-0,9%. С учетом этого, чтобы дотянуть до обещанного правительством роста экономики в 1,3%, четвертый квартал должен завершиться ростом не менее чем на 2%, но это маловероятно в текущих условиях», – сетует он.Кроме того, экономический рост в стране будет полностью зависеть от цен на нефть. «Пока они относительно высоки, цифры будут такими (как в прогнозе МЭР – «НГ»), если цена нефти упадет ниже 50 долл за баррель, темпы превратятся в 0,5-1%. Если ниже 40 долл – станут отрицательными», – говорит аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов.
комментарии(0)