Большинство россиян мечтают провести свой отпуск на берегу моря. Фото Василисы Деюн
Россияне стараются не отказываться от полноценного отдыха, несмотря даже на падающие доходы, рассказывают «НГ» эксперты туристического рынка. Отдыхающие из РФ ужимаются в тратах и предпочитают проводить каникулы по системе «все включено», чтобы избежать дополнительных расходов, говорят представители отрасли. Лидирует среди предпочтений граждан из РФ по-прежнему Турция. Турецкая «всероссийская здравница» ожидаемо прибавит и в этом сезоне, после того как некоторым силовикам сняли запрет на выезд из РФ.
Экономия – это главный тренд отпускного сезона – 2019, считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. «Главная тенденция – жесткая экономия. Туристы всегда предпочитали заплатить один раз турагенту и больше не тратиться. Однако если раньше наши граждане занимали первые места в рейтингах щедрости, то сейчас ситуация изменилась. Турист старается взять all inclusive и больше вообще не тратить лишних денег», – приводит слова эксперта издание «Турпром».
И если в отличие от кризиса 2014 года, когда по рынку прокатилась волна банкротств туроператоров, туристы пытались сэкономить на еде, беря отель «на завтраках», то сейчас эта тенденция исчезла. «Туристы стараются, чтобы питание было по максимуму включено в общую стоимость турпакета, чтобы меньше тратить на месте», – говорит Ломидзе. С ней согласен и вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Борзыкин. «Несмотря на потребительский спад, люди все равно стараются съездить в отпуск. Бюджетно, но съездить», – сообщил он «НГ».
Стагнация доходов не привела к снижению числа поездок, продолжает гендиректор туркомпании «Дельфин» Сергей Ромашкин. «Сумма потоков (выезд плюс поездки по России) дают рост 2–3% ежегодно в последние три года. Происходит перераспределение туристов из одних направлений в другие, стагнации нет. Авиация также растет в последние годы на 8–10% в год. Идет рост автомобильных туристических поездок по России», – рассказывает он на онлайн-конференции «Лето-2019 – отпуск с политическим оттенком».
Россияне предпочитают не только бюджетные направления, но и сокращают время пребывания за границей, рассказывает директор по маркетингу OneTwoTrip Алексей Теплов. «Средняя длительность пребывания за рубежом сократилась до 8,7 дня», – сообщает он. Сегодня пляжный отдых в среднем составляет 10 дней, тогда как четыре года назад – 12 дней, подтверждает Ромашкин.
Вследствие того, что доходы населения падают, увеличивается популярность такого направления как автомобильный внутренний туризм, рассказывает член генерального совета «Деловой России» Николай Андреев. «Отдыхающие, которые не могут себе позволить путешествовать на самолете или на поезде, пересаживаются на автомобили. В итоге активно растет количество путешествующих на автомобилях, переезжающих из региона в регион. Увеличиваются и объемы автомобильной инфраструктуры», - замечает он, подчеркивая, что такая тенденция все-таки свидетельствует о приросте эконом-туризма.
В то же время, замечают в АТОР, к туроператорам стали возвращаться «европейские» туристы. «Общее число туристов не растет, при этом мы видим явный рост спроса у туроператоров на туры во Францию, есть он и по Италии. Мы предполагаем, что туристы в целях экономии при ограниченном бюджете взвешивают варианты и понимают, что у туроператоров дешевле, чем бронировать самостоятельно в Интернете. Это предположительная версия», – рассуждает она.
Лидером выездного направления по-прежнему остается Турция. На нее приходится треть всех продаж, замечает Борзыкин. «Хотя цены по турецкому направлению и выросли, альтернатив ему нет», – поясняет он.
В целом на Турцию и Россию приходится до 80% всех проданных на летние даты туров, рассказывали ранее в АТОР. По оценкам туроператоров, этом летнем в стране отдохнет порядка 4,5 млн человек из России. «Турция остается наиболее популярным направлением в 2019 году у россиян. Причины популярности очевидны: длинный купальный сезон, теплое и чистое море, недолгий перелет, и любимая россиянами система «all inclusive», – перечисляет профессор Российского экономического университета им Плеханова Елена Джанджугазова.
В целом на Турцию и Россию приходится до 80% всех проданных на летние даты туров, рассказывали ранее в АТОР. По оценкам туроператоров, этим летом в стране отдохнет около 4,5 млн человек из России. Если в прошлом году на турецкие курорты из всего объема продаж туров приходилось 38%, то в текущем – уже 47%, отмечает гендиректор сервиса покупки туров Level Travel Дмитрий Малютин.
Турпоток из России в Турцию может вырасти еще на 3–4% за счет открытия этой страны сотрудникам МВД для отдыха, не исключали туроператоры.
По оценкам экспертов, ситуация с запретом перелетов в Грузию неминуемо приведет к снижению спроса на это направление. Юрий Борзыкин считает, что в результате ограничений на полеты грузинское направление сохранит лишь треть от прежнего количества российских туристов. Отметим, по итогам прошлого года страну посетило около 1,2 млн граждан РФ. «На этом фоне ожидаемо прибавят Азербайджан и Армения», – сообщает он. К примеру, только с 22 по 24 июня рост продаж авиабилетов в Армению вырос на 104%, следовало из данных сервиса по продаже билетов Biletix.ru.
В то же время ситуация с Грузией ожидаемо ударила как по грузинскому турбизнесу, так и по российскому. В Национальном банке Грузии сообщают, что сокращение туристического потока из России может стоить грузинской экономике до 300 млн долл. Российские авиакомпании до конца года продали около 200 тыс. билетов в Грузию, а их возврат оценивается на уровне 3 млрд руб., писали СМИ.
Внутренний туризм на фоне общих тенденций также растет и даже расширяется по нетривиальным направлениям. Так, по словам Ломидзе, Крым прирос на 15–20% в основном благодаря дешевым предложениям. Схожие тенденции фиксируют и в РСТ. Приоритетом у отечественных туристов, конечно же, остаются черноморские курорты и Крым, рассказывает Юрий Борзыкин. За неполные пять месяцев этого года полуостров уже посетило более 1 млн человек, что на 40% выше показателей прошлого года. По итогам года мы можем увидеть прирост в 15% отдыхающих, полагают в РСТ. Отметим, в 2018 году Крым посетило свыше 6 млн человек.
В Ростуризме спрос на туры в Крым оценивают более сдержанно. В ведомстве сообщают, что продажи туров в Крым летом выросли на 5% по сравнению с программами раннего бронирования. При этом на сегодняшний день средняя загрузка средств размещения в целом по Крыму превышает 60%, а в некоторых локациях полуострова – 80%, тогда как в прошлом году такой уровень загрузки был достигнут только в середине июля, отметили в Ростуризме.
Что касается других направлений, продолжает Борзыкин, то в первую очередь будет расти северо-запад, а именно Санкт-Петербург. Увеличивается также спрос на Москву и Подмосковье, Камчатку, Приморье и Алтай, рассказывают в РСТ. «Мы видим также активное развитие предложений туроператоров по внутренним неморским направлениям – таким как Алтай, Северный Кавказ, Вологодская область, Дальний Восток. Федеральные туроператоры выходят на эти направления. И есть шанс, что экспансия повлияет на конъюнктуру спроса и приведет к снижению цен», – отметила Майя Ломидзе.
На 30% увеличилось количество бронирований авиабилетов внутри страны при снижении среднего чека на 2%, рассказывают в компании Aviasales.ru. «В десятку топовых направлений 2019 года вошли такие города, как Москва (спрос +27%), Петербург (+46%), Сочи (+40%), Краснодар (+38%), Минеральные Воды (+26%), Ростов-на-Дону (+9%), Екатеринбург (+19. 6%), Анапа (+55%), Казань (+53%) и Калининград (+16,4%)», – перечисляют в компании.
В то же время нельзя утверждать, что в отпуск летом отправится каждый россиянин. Как сообщают в компании UFS.Travel, только половина россиян отправятся в отпуск этим летом. При этом 40% опрошенных компанией пользователей сказали, что летом будут работать и в отпуск не пойдут. Еще 9% опрошенных проведут летний отдых на даче. Около 8% респондентов вообще не смогли ответить на вопрос, планируют ли они отдыхать в этот период.
комментарии(0)