Только половина российских дорог в регионах должна соответствовать нормативам к 2024 году. Фото PhotoXPress.ru
Все регионы России должны принять программы развития региональной дорожной сети на период не менее чем до 2024 года, заявил президент России Владимир Путин в среду в Кремле на заседании Госсовета по развитию сети автомобильных дорог общего пользования и обеспечении безопасности дорожного движения.
Президент Путин рассказал в среду, что общая протяженность дорог высшей – первой категории за последние четыре года увеличилось в стране на 2423 км. В основном увеличивалась протяженность федеральных трасс, 83% из которых отвечают нормативным требованиям. В 2010 году таких было всего 38,6%.
Доля региональных дорог, соответствующих нормативам, не дотягивает до половины, посетовал президент. Глава Бурятии Алексей Цыденов, который является руководителем рабочей группы Госсовета по транспорту, сообщил, что на сегодня на региональных и местных дорогах выявлено 3,5 тыс. мостов и искусственных сооружений, находящихся в аварийном или предаварийном состоянии. Стоимость приведения их в нормативное состояние предварительно оценивается в размере 292 млрд руб.
Одной из целей нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и является достижение половиной из региональных трасс этих нормативов к 2024 году. Это один из самых капиталоемких нацпроектов, из общей суммы почти в 26 трлн руб., 4,8 трлн пойдет на дороги (для сравнения, на проект «Демография» планируется потратить 3,1 трлн. Отношение к теме емко озвучил вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский»: «Больницы нужны больным, а дороги – всем».
Однако, судя по выступлениям в Кремле, а также по реальному состоянию как федеральных, самых что ни на есть туристических направлений, как например, Ярославское шоссе, дающее старт из Москвы по Золотому кольцу, и тем более ответвлений от него к старинным городам и весям, несмотря на наличие средств в бюджете страны, просто выйти в погожие летние дни и заасфальтировать дороги – не получается. Или получается, но результат ужасный – на дорогах быстро вздуваются колеи, образуются ямы.
Судя по словам президента, для достижения системных перемен в дорожном хозяйстве регионы должны не только принять программы, но и поддержать внедрение контрактов «жизненного цикла», чтобы строители реально отвечали за результат.
Большой проблемой президент признал порядок определения цен, что напрямую влияет на достоверность стоимости дорожных работ. «Подрядчики зачастую выходят на конкурс, где заведомо занижены цены на битум, асфальт, асфальтобетон, щебень, другие материалы, поэтому компании либо вовсе отказываются от таких подрядов, либо, как им заблагорассудится и как удается, выкручиваются, что негативно сказывается и на качестве дорог, и на сроках выполнения дорожного строительства», – сказал Владимир Путин.
Он также отметил, что административные барьеры по-прежнему остаются препятствием для внедрения инновационных решений, современных материалов и конструкций, для объективного выбора наиболее эффективного подрядчика в ходе конкурсов. «Много, очень много контролеров, много суеты, бумажной волокиты, претензий надзорных органов, которые, кстати, нередко противоречат друг другу, а объекты либо не сдаются в срок, либо их качество остается сомнительным», – заявил президент.
Глава Минтранса Евгений Дитрих сообщил, что сейчас, помимо стройконтроля заказчика, контролирующего приемку, действует технический надзор Ростехнадзора, который, по сути, дублирует стройконтроль. Министр предложил отменить контроль Ростехнадзора над приемкой построенных автомобильных дорог.
«Дороги в России – это по-прежнему больной вопрос. Если учесть масштабы коррупции при их строительстве, многочисленные проблемы с качеством и хронические проблемы при реализации бюджетных средств, то нет сомнений, что выполнение нацпроекта столкнется со множеством трудностей», – считает председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. По мнению эксперта, главный вопрос – в эффективности, которая пока достаточно низкая при существующей системе госуправления, а также распределения и трате госсредств.
«Дорожное строительство продолжает оставаться отраслью с высокими коррупционными рисками, и до начала реализации национального проекта должен быть отработан механизм снижения этого риска, по-другому нельзя, речь о слишком больших деньгах, – сказал «НГ» председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – У многих бизнесменов и чиновников есть понимание, что на таких объемах можно хорошо заработать и без злоупотреблений, однако есть и те, кто не ограничивается 15–20% от стоимости проекта, а говорят, что будут работать по-старому, падать в конкурсной цене, лишь бы получить подряд, а потом воровать на всем подряд, естественно в ущерб качеству. Из выступлений на Госсовете я не услышал, как планируется усиливать контроль за подобными рисками. Впрочем, насколько я знаю, власти планируют отработать некий механизм для снижения этих рисков и представить его в течение полугода».
Андриевский тем не менее считает, что качественные дороги в стране появятся, а контроль их качества улучшится. «В Крыму в последние годы появились современные удобные автострады, которых там не было очень давно. При этом были случаи недобросовестного выполнения работы подрядчиками, и силовики этими случаями занимаются, подсчитывают ущерб и так далее. Поскольку к нацпроекту приковано большое внимание, то ответственность подрядчиков будет выше, то есть можно ожидать, что результат будет вполне приличный для современной России», – говорит Андриевский.
комментарии(0)