Выпуск казначейских мини-облигаций должен оживить итальянскую экономику. Изображение со страницы Клаудио Борги в Twitter
Итальянские политики ищут выход из экономического тупика через эмиссию новой квазивалюты для выплаты части правительственного долга. Уже представлен дизайн новой купюры, которая должна заменить настоящие 100 евро и может быть использована для дальнейших расчетов. Эмиссия новой валюты должна снизить итальянский долг, который достиг исторического максимума. Нарастающий госдолг вызывает недовольство Еврокомиссии, которая уже начала формальные процедуры наказания Италии за нарушение европейских стандартов экономической стабильности.
В начале июня итальянский парламент одобрил предложение «Лиги Севера» изучить вопрос о возможности выпуска в обращение новой квазивалюты в виде казначейских мини-облигаций номиналом в 100 евро, сообщает РИА Новости. Всего могут быть напечатаны облигации на сумму более 50 млрд евро. Этой новой валютой правительство сможет частично расплатиться с держателями правительственных обязательств. А глава бюджетного комитета парламента Клаудио Борги из «Лиги Севера» уже опубликовал дизайн новых купюр.
Необходимость эмиссии возникла из-за длительного бюджетного кризиса и стагнации экономики. Так же как и в России, рост экономики Италии уже долгое время измеряется лишь долями процента. В стране нарастает бедность, а госдолг увеличивается. В конце прошлого года итальянская экономика скатилась в рецессию. При этом госдолг Италии увеличивается с темпом по 13–14 млрд евро в месяц и уже превысил 2,3 трлн евро.
По правилам Евросоюза те страны, которые не способны остановить рост внешнего долга и нарушают нормы макроэкономической стабильности, могут быть оштрафованы. Европейская комиссия уже объявила, что не одобряет действия итальянского правительства и пригрозила санкциями в размере 0,2% ВВП. Отношение госдолга к ВВП Италии в 2018 году уже превысило 132%, что является одним из самых крупных в мире.
Между тем эмиссия новой квазивалюты вызывает острые споры в самой Италии. Если «Лига Севера» готовит эмиссию, то действующий глава Минфина Джованни Триа противится выпуску в обращение мини-облигаций.
«Мы в состоянии погасить весь этот коммерческий долг при помощи нашей валюты – евро. Так что мы не нуждаемся в других валютных инструментах», – заявил Джованни Триа в интервью Financial Times. Однако обсуждение эмиссии новой валюты в парламенте американская New York Times назвала «первым шагом к подготовке выхода Италии из зоны евро». Европейские эксперты предполагают, что начало выхода Италии из еврозоны может спровоцировать обострение экономических кризисов в Испании и Португалии.
Правда, многие эксперты считают, что разговоры о мини-облигациях – это всего лишь угроза и шантаж Еврокомиссии. «Скорее всего Италии грозит выплата штрафа в конце 2019 года, назначенного Брюсселем, а также анализ своей экономической ситуации с целью снижения государственных расходов и выработки программы по общему снижению долговой нагрузки страны», – считает доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова. У Италии ситуация действительно сложная, учитывая растущий государственный долг, считает эксперт. «Италии нужен выпуск новых облигаций для обслуживания своего долга, но это возможно в рамках договоренностей с Брюсселем, на что Италия идти пока не хочет», – говорит Новикова. Но Италия остается страной – членом ЕС и должна следовать тем правилам и стандартам, которые выработаны для всех стран: это касается как квот по беженцам, социальным расходам, так и по объему долга страны к своему ВВП, напоминает эксперт.
«Перспективы введения новых итальянских квази-денег- miniBOT представляются маловероятными. Чиновники Евросоюза, включая главу ЕЦБ итальянца Марио Драги, уже заявили о нарушениях правил ЕС в части эмиссионного центра и наращивания долга. Нарушение этих правил чревато для страны штрафами, что в условиях существующего напряженного состояния с балансированием итальянского бюджета представляется крайне негативным сценарием. По этой причине в правительстве Италии на федеральном уровне нет единства в отношении эмиссии miniBOT и, скорее всего, перед угрозой санкций со стороны Евросоюза попытаются не допустить подобного развития событий. В то же время серьезная поддержка данного шага парламентским большинством является скорее отражением приверженности принципам выполнения социальных обещаний, которые обильно раздавались в предвыборный период. С другой стороны, такая позиция может рассматриваться в качестве усиления переговорной позиции для правительства в споре со структурами Евросоюза по вопросу повышения потолка бюджетного дефицита, который остро стоит на повестке дня», - считает начальник аналитического отдела компании «Русс-Инвест» Дмитрий Беденков. И если вероятность эмиссии miniBOT можно оценивать со скептицизмом, то возможность достижения смягчения позиции ЕС по бюджету выглядит вполне реалистичной с учетом болезненного опыта Brexit. Поэтому данный шаг можно рассматривать не только как популистскую попытку итальянских парламентариев показать свою самостоятельность, но и как умелый переговорный шаг для достижения нужного результата в сложных переговорах, говорит Беденков.
«С 1999 года - то есть с момента создания еврозоны – прирост реального ВВП Италии в среднем на 1% ниже суммарного показателя для 19 стран этой зоны. Участие в еврозоне создает предпосылки для накапливания итальянской экономикой избыточной долговой нагрузки и погружения закредитованной станы в экономический застой», - отмечает аналитик компании «Фридом Финанс» Александр Осин.
Поэтому, как только на рынке появляется альтернатива в виде высоких темпов роста, возможности нарастить долг и начать формировать благосостояние темпами выше, чем 1% в год в реальном выражении, то такие настроения получают поддержку. «Экономически удержать Италию в европейском механизме стабильности (ЕМС) крайне сложно. Надо менять бюджетную и кредитно-денежную политику базовых стран, так, чтобы она позволяла экономике ЕС расти темпами, достаточными для уменьшения долговой нагрузки периферийных экономик. Но еврозона не может позволить себе даже небольшое устойчивое повышение инфляции. Результатом будет инфляционный шок и – теоретически - существенное сокращение глобальной доли и роли финансов и валюты ЕМС в мире», - говорит Осин.
Стратегически стремление Италии к большей экономической свободе является обоснованным, реальным и оправданным. Причина, в постепенном нарастании инфляционных рисков в развитых экономиках и стремлении инвесторов эти риски минимизировать и, параллельно, заработать на росте глобального спроса и тенденции перерастания долга.
В то же время, тактически, время для раздувания скандала вокруг противоречий Италии и ЕМС - невыгодное для сил, выступающих за экономическую независимость. Дело в том, что обострение противоречий сейчас – в условиях продолжающегося несколько кварталов спада экономической активности – дополнительно усилит спрос на «защитные» инструменты, ослабит инвестиции в периферийных странах и, опосредованно, политические позиции «экономических сепаратистов».
комментарии(0)