РФ остается надежным поставщиком сырья, уверял замминистра энергетики Павел Сорокин. Фото с сайта www.minenergo.gov.ru
Прошло фактически два месяца с момента обнаружения в нефтепроводе «Дружба» повышенного содержания хлорорганических соединений. Власти РФ уверяют: нефтяной кризис преодолен. Но это далеко от истины. Москва несет весомые имиджевые потери. Черное золото из РФ отказываются принимать даже с дисконтом. «Все это чревато перетеканием спроса в пользу других поставщиков», – предупреждают эксперты.
Российская «Транснефть» и «Казтрансойл» договорились о компенсации ущерба казахстанским производителям за отгрузку некондиционной нефти в порту Усть-Луга, сообщила во вторник пресс-служба казахстанской компании. По информации «Казтрансойла», со стороны «Транснефти» был «предложен механизм компенсации, который существенно упростит расчеты и выплаты за некондиционную нефть».
Однако в компании не уточнили, каков будет механизм компенсации.
Отметим, содержание хлорорганики в нефти, экспортируемой из Усть-Луги, куда поступает в том числе транзитное сырье из Казахстана, значительно превышало норматив, и покупатели отказывались принимать эти грузы или требовали дополнительных скидок на партии. По оценкам, объем загрязненной казахстанской нефти составил 700 тыс. т.
Российские власти пытаются уверить, что проблема грязной нефти решена. Однако, судя по поведению рынка, до этого пока далеко. К примеру, чешский переработчик нефти Unipetrol, принадлежащий польской PKN Orlen, остановил прием нефти по нефтепроводу «Дружба» из-за загрязнения хлорорганикой. К слову, в понедельник информационное агентство CTK сообщило, что на южном ответвлении «Дружбы» был зафиксирован повышенный уровень загрязнения нефти. С 19 по 20 июня прокачка по нефтепроводу на участке Мозырь–Адамово также была временно приостановлена из-за результатов точечных проб, показавших превышение хлорорганических соединений.
«Нефтепровод «Дружба» в ближайший год будет работать вполсилы до полной очистки трубопроводов «Транснефти» от загрязненной хлоридами нефти, на что нужно минимум восемь месяцев, заявлял первый замгендиректора ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго.
Кроме того, около 1 млн т российской грязной нефти на общую сумму в 500 млн долл. продолжает путешествовать по миру в поисках покупателей, пишет агентство Reuters. «Танкерные партии российского сорта Urals суммарным объемом свыше 1 т уже два месяца не могут найти покупателей», – замечает СМИ.
Покупать российскую нефть отказываются даже с существенным дисконтом. Так, скидка в 10–15 долл. за баррель или 10–15 млн долл. за танкер при текущей рыночной цене барреля в 65 долл. остается незамеченной.
Россия делала ставку на Китай. В частности, предполагалось направить в Поднебесную свыше 800 тыс. т загрязненного сырья. Этот план провалился. Как пишет Reuters со ссылкой на свои источники, китайская таможня рекомендовала своим переработчикам не принимать российскую нефть с содержанием хлорорганики более 10 миллионных доль (ppm), или 0,001%. При этом содержание хлорорганики в некоторых грузах, направлявшихся в Китай, превышает 200 ppm, сообщает СМИ.
В Европе грязную нефть в итоге взяли на переработку лишь несколько покупателей: испанский Repsol, шведский Preem и финская Neste Oil, указывает Reuters. Весь объем принятой нефти составил около 600 тыс. т. Однако переработчики жалуются на то, что процесс очищения нефти довольно длителен. «Мы взяли партию на один из наших НПЗ в Европе около месяца назад, она до сих пор перерабатывается и скорее всего будет перерабатываться еще несколько месяцев», – приводит СМИ слова трейдер в крупной европейской компании.
Агентство пишет, что иногда для того, чтобы очистить 1 барр. грязной нефти, необходимо до 20 барр. чистого сырья. Грубо говоря, чтобы разбавить 600 тыс. т зараженной нефти, европейским переработчикам придется использовать для этого до 80 млн барр. чистой нефти.
В итоге же свыше десятка танкеров с загрязненной российской нефтью так и не доставили партии потребителям. При этом стоимость простоя только одного танкера за два месяца составляет свыше 1 млн долл. А каждый новый день может стоить до 25 тыс. долл., пишут СМИ.
Как итог – нефть на 500 млн долл. путешествует по миру в поисках покупателей. Простой танкеров, перевозящих ее, обходится еще примерно в 10 млн долл. И это не считая сумм, которые требуют пострадавшие страны в качестве возмещения ущерба. Оценки же этих сумм разнятся.
Так, глава Минэнерго Александр Новак общий ущерб от загрязнения нефти оценивал в районе 100 млн долл. Такую же цифру, но как потери только белорусской стороны называл президент Белоруссии Александр Лукашенко. Эта сумма включала и недополученную выручку от приостановки экспорта нефтепродуктов. Уже позднее в Минске сообщали, что только стоимость вышедшего из строя оборудования на нефтеперерабатывающем заводе составила 30 млн долл. В итоге Белоруссия оценила объем загрязненной нефти в 9 млн барр., которая в нормальных условиях стоила бы около 500 млн долл.
По мнению экспертов, потери российской стороны в итоге могут составить даже не миллионы, а миллиарды долларов. Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности Александр Пасечник говорил, что за месяц через «Дружбу» прокачивается около 4 млн т сырья. Это около 2,5 млрд долл. «И это не считая компенсаций за сломанные заводы, испорченные трубы и недополученные деньги от транзита», – рассуждали эксперты. «Если исходить из известных вводных про простой, то получается около 5 млрд долл. выпадающих экспортных доходов до конца года», – рассказывал главный экономист ING по РФ и СНГ Дмитрий Долгин (см. «НГ» от 22.05.19).
В то же время пока нельзя сказать, что ситуация с грязной нефтью существенно ударила по позициям РФ как поставщика углеводородов. Так, по итогам мая страна экспортировала свыше 21,1 млн т черного золота, что на 0,9% меньше показателей мая 2018 года, следует из данных Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭКа. Экспорт в дальнее зарубежье в мае вырос на 1,5%, до 20,17 млн т, с начала года – на 5%, до 102 млн т. Однако объем поставок в ближнее зарубежье рухнул в мае на 33,2%, до 1,024 млн т, с начала года – почти на 8%, до 7 млн т. Транзит вырос в мае на 7,6%, до 1,65 млн т, с начала года – на 2,7%, до 8 млн т, сообщают в компании.
Для того чтобы понимать, насколько существенно в целом повлияла на экспорт ситуация с грязной нефтью в «Дружбе», необходимо обратиться к данным по экспорту сырья, сообщают эксперты «НГ». «По данным Минэнерго, в мае «Транснефть» поставила на экспорт 17,8 млн т нефти, что меньше уровня апреля (18,3 млн т), но соответствует уровню мая 2018 года, когда было прокачано на внешние рынки 17,83 млн т. Да, по «Дружбе» потребителям поставлено за последний весенний месяц всего 0,4 млн т против 4 млн за аналогичный период прошлого года, но за счет наращивания поставок морем на 6,5 млн т в январе–мае, за первые пять месяцев года суммарно экспорт нефти не только не снизился, но даже вырос на 2,9 млн т», – подчеркивает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
Другой вопрос – это отношение к российской нефти у потребителей. «Закачка грязной нефти в очередной раз вынесла на повестку вопрос о качестве экспортируемых Россией энергоресурсов», – полагает эксперт, напоминая, что еще год назад похожие претензии уже звучали от импортеров. «Качество российской нефти в условиях ограниченного доступа к развитию добычи на новых месторождениях и наличия связанных с санкциями барьеров для привлечения к разработке и добыче зарубежных компаний может снижаться и далее, что в условиях конкурентного рынка чревато перетеканием спроса в пользу других поставщиков», – предупреждает Жарский.
Ситуация с загрязнением нефти снизила объемы экспорта нефти, а также привела к транспортному и инфраструктурному хаосу в поставках, замечает аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Брокер» Оксана Лукичева.
Об ощутимой угрозе можно говорить, если к концу лета ситуация не будет полностью исправлена и взята под контроль, считает председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. «Большая часть потребителей российской нефти не имеет возможностей по замене данного сырья какими-либо адекватными аналогами в силу как технического оснащения производственных мощностей, так и ценовых политик», – объясняет главный аналитик компании «БКС Премьер» Антон Покатович.
Ситуация с загрязнением нефти в нефтепроводе «Дружба» не может не сказаться отрицательно на российском нефтяном экспорте, уверен эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «Технически еще остается возможность восполнить недопоставленные объемы до конца года. Тем более, что часть потребителей, которая уже приняла загрязненную нефть, теперь даже заинтересована в получении новых объемов чистой нефти для разбавления загрязненной в пропорции примерно 20 к 1. Но возникает вопрос, как стыкуется необходимость поставок усиленных поставок дополнительных объемов нефти в оставшиеся полгода с обязательствами РФ по ограничению нефтедобычи в рамках соглашения ОПЕК+», - рассуждает он, полагая, что сложившаяся ситуация окажет влияние на позицию России на очередной встрече с ОПЕК в начале июля.
комментарии(1)
0
evgberg 08:29 26.06.2019
Удивительный плюрализм мнений: в одной статье рядом находятся абзацы, в одном из которых специалист цифрами показывает, что объем экспорта не только не уменьшился, а даже вырос, а в других эксперты говорят о недопоставленных объемах. Что касается самой истории с загрязнением нефти, то она совпала по времени с объявлением ограничений на поставку нефтепродуктов из России на Украину. Очевидным ответом на такое ограничение был бы реэкспорт через Белоруссию, но через неделю прозвенел звоночек...