0
2601
Газета Экономика Интернет-версия

25.06.2019 00:01:00

Цифровое будущее лекарственного обеспечения: точно, в срок, в полном объеме

Новые механизмы регулирования фармацевтического рынка и проведения госзакупок ставят заслон некачественным препаратам и устраняют перебои с лекарствами

Тэги: здравоохранение, лекарства, минздрав, вероника скворцова, медицина, развитие, ЖНВЛП, ОМС, орфанные заболевания, росздравнадзор, референтная цена, госзакупки, проверки, контрафакт


здравоохранение, лекарства, минздрав, вероника скворцова, медицина, развитие, ЖНВЛП, ОМС, орфанные заболевания, росздравнадзор, референтная цена, госзакупки, проверки, контрафакт Отечественные производители лекарств получают поддержку государства, что помогает разрабатывать и выпускать современные конкурентоспособные на мировом рынке препараты. Фото

Лекарственное обеспечение в рамках государственных гарантий оказания медицинской помощи гражданам представляет собой сложно организованную систему, которая финансируется и из средств ОМС, и напрямую из бюджетов разных уровней. Преобразование системы ОМС в 2012 году помогло кардинально изменить ситуацию с лекарственным обеспечением в стационарах и скорой помощи. Времена недофинансирования расходов на лекарства из федерального бюджета тоже ушли в прошлое. Нареканий на выполнение федеральной части обязательств – и по объемам финансирования, и по срокам перевода средств в регионы – в последние годы не слышно.

Ситуация же в регионах, надо сказать, пестрая. В каждом конкретном случае она зависит и от финансовых возможностей регионального бюджета, и от компетентности руководства регионального здравоохранения, и от отсутствия злоупотреблений на местах.

С этим комплексом проблем федеральный Минздрав пытается справляться доступными ему средствами: инициируя изменения в законодательном регулировании фармацевтического рынка, создавая на общенациональном уровне информационные системы обеспечения госзакупок и контроля за движением лекарственных препаратов, а иногда – и переходя на ручное управление.

Старый и проверенный механизм регулирования фармацевтического рынка – Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Цены на лекарства, внесенные в этот перечень, регулируются государством как при госзакупках, так и при продаже через аптеки. Перечень ЖНВЛП оберегает пациентов от резких взлетов цен на те лекарства, которые в любом случае нужно приобретать, потому что обойтись без них невозможно. Этот механизм оказался очень эффективным средством защиты от скачков валютных курсов. Так, именно благодаря ему двукратный рост курса доллара осенью 2014 года не стал причиной стремительного роста цен на импортные жизненно необходимые лекарства. Соответственно, перечень ЖНВЛП задает ориентиры и для развития отечественной фармацевтики.

Действующий в этом году перечень ЖНВЛП расширен на 38 позиций, большая часть которых предназначена для лечения онкологических и редких заболеваний. Он содержит теперь 735 препаратов, из которых уже более 83% производится в России.

За лекарственное обеспечение в круглосуточных и дневных стационарах, а также по скорой помощи ответственна система ОМС. После реформирования и централизации ОМС по 326 Федеральному закону, вступившему в силу в полном объеме с января 2012 года, этот сектор перестал быть хронически проблемным.

Из средств федерального бюджета производятся централизованные закупки дорогостоящих лекарств и препаратов, можно сказать, особой важности. На эти цели тратится более 100 млрд рублей в год. Как показала практика последних лет, закупки лекарств на федеральном уровне – это не только гарантия полного и своевременного финансирования, но и более высокий уровень организации. «Уже несколько лет у нас нет жалоб по поводу обеспечения высокозатратными лекарствами, нет отсроченных рецептов, всё закупается и доводится по понятному прозрачному регистру», – сообщила в одном из своих недавних интервью министр здравоохранения Вероника Скворцова.

Объем централизованных закупок постоянно расширяется. С учетом более высокой эффективности этого механизма к нему регулярно подключаются новые направления лекарственного обеспечения. Так, с 2017 года проводятся централизованные закупки препаратов антиретровирусной терапии для пациентов, инфицированных ВИЧ. Это позволило не только исключить перебои с поставками лекарств в регионы, но и существенно снизить стоимость закупаемых препаратов. За два года курс лечения одного больного удалось удешевить в среднем в два раза и за счет сэкономленных средств еще увеличить охват антиретровирусной терапией. В 2010 году только 19% ВИЧ-инфицированных пациентов получали этот вид терапии, сейчас – уже 60%.

В 2018 году на федеральный уровень было поднято лекарственное обеспечение по пяти наиболее затратным редким заболеваниям (так называемым «орфанным»). Стоимость препаратов для лечения таких пациентов в масштабах Российской Федерации составляет 10 млрд рублей в год.

В ведении регионов сейчас остается лекарственное обеспечение оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, то есть пациентов поликлиник, например. По разным причинам не все из них справляются с этой задачей. Для экспертной поддержки регионов и контроля за эффективностью закупок Минздрав запустил в прошлом году специальную информационно-аналитическую систему мониторинга и контроля в сфере государственных закупок лекарственных препаратов. Эта система позволяет региональным администрациям ориентироваться в актуальных ценах на конкретные лекарства и закрывает возможности для манипуляции стоимостью контрактов. Уже в первые месяцы работы системы по многим группам препаратов наблюдалось снижение закупочных цен на 10-15%. В этом году возможности системы будут расширены, что, как ожидается, даст еще более серьёзный экономический эффект и позволит закупать большее количество лекарств для большего числа пациентов.

Параллельно вводится система маркировки лекарственных препаратов. Уже 1 октября этого года должны иметь идентификационный знак все лекарственные препараты, применяемые при семи «высокозатратных нозологиях» – заболеваниях, требующих дорогостоящего лечения, таких как миелолейкоз, гемофилия, рассеянный склероз. С января 2020 года должны быть маркированы все лекарственные препараты, вводимые в гражданский оборот.

Маркировка лекарств призвана не только окончательно выдавить с фармацевтического рынка недоброкачественную и контрафактную продукцию, но и исключить многие возможности злоупотреблений, например, продажу препаратов, полученных по госзакупкам. Первым результатом работы системы уже стало вскрытие правонарушений на сумму свыше 500 млн рублей.

Обращение к надзорным органам и правоохранительной системе, увы, все еще остается частью усилий по организации лекарственного обеспечения на местах. Так, в первом полугодии 2019 года по поручению Вероники Скворцовой Росздравнадзор провел масштабную проверку ситуации с льготным лекарственным обеспечением в регионах. В ряде субъектов были выявлены грубые нарушения прав граждан в этой сфере. Ситуация в этих регионах взята под особый контроль, все материалы проверки переданы в правоохранительные органы.

Исключить неэффективное управление и возможности злоупотреблений призвана новая национальная система управления лекарственным обеспечением, основанная на современных информационных технологиях. Такая система должна будет обеспечить своевременное предоставление каждой упаковки лекарства тому конкретному пациенту, для которого она приобреталась.

Чтобы такой почти фантастический порядок реально заработал, необходимо множество условий, которые Минздрав уже начал создавать. Так, нужно перейти на электронные рецепты и маркировку всех лекарств, создать единый регистр всех пациентов, которым требуется амбулаторное лечение, и запустить во всех регионах полноценную информационную систему лекарственного обеспечения, включив в нее все аптеки, склады и медицинские организации.

Только при наличии такой информационной системы Минздрав сможет осуществить  переход с сегодняшней системы льготного обеспечения на современную систему возмещения стоимости лекарств. «Мы надеемся, что за 2–3 года перейдем к новой системе лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях, – поясняет Вероника Скворцова. – Человек на основании электронного рецепта будет получать необходимое лекарство по референтной цене с полным или частичным государственным возмещением его стоимости. Так, для льготных категорий граждан лекарства будут полностью бесплатными, а для остальных — со скидкой».

Единая система лекарственного обеспечения станет следующим шагом возвращения из состояния региональной раздробленности 90-х и создания единой национальной системы здравоохранения, гарантирующей реализацию прав граждан России на медицинскую помощь вне зависимости от региона их проживания.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Спрос на лекарства от диабета и ожирения вырос в России в четыре раза

Спрос на лекарства от диабета и ожирения вырос в России в четыре раза

Ольга Соловьева

Богатые россияне смогут потерять 25% лишнего веса

0
1342
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
1709
Последний путь: туда и обратно

Последний путь: туда и обратно

Милена Фаустова

Россияне все чаще обращаются к гроботерапевтам

0
3069
Цены на жилье все меньше зависят от затрат на стройматериалы

Цены на жилье все меньше зависят от затрат на стройматериалы

Виталий Барсуков

Эксперты опровергли один из главных тезисов застройщиков

0
2863

Другие новости