Премьер Дмитрий Медведев призывает министров устранить проблему бедности. Фото с официальной страницы правительства РФ в «ВКонтакте»
Чиновники уверяют: тема обнищания населения их очень беспокоит. Премьер Дмитрий Медведев призывает кабмин «скрупулезно и консолидированно» работать над этой проблемой. Подобные заявления звучат не впервые, однако принципиальных изменений пока не наблюдается. Сегодня за чертой бедности в РФ, только по официальным данным, проживают почти 19 млн человек. Однако применяемые в РФ критерии бедности весьма условны и часто произвольны. Если же считать бедных более современными методами, то в эту категорию попадает почти треть населения России.
Борьба с бедностью в России требует консолидированной работы представителей всех уровней власти, но в рамках своей компетенции и без популистских рассуждений, заявил премьер Медведев в среду. Он отметил, что тема борьбы с бедностью и поддержки семей с детьми является очень важной и резонансной, требующей «внимательной и скрупулезной работы всех органов власти». «Очевидно, что здесь нет легких решений», – заявил глава кабмина.
Бороться чиновники планируют со «статистической бедностью», тогда как в реальности число россиян с низкими доходами оказывается значительно больше. Эксперты Института социальной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) в своем докладе «Где проходят границы благополучия» напоминают: официальный уровень бедности в РФ принято определять на основании размера прожиточного минимума. В прошлом году, например, величина прожиточного минимума составляла 10,2 тыс. руб в месяц. Таким образом, за чертой бедности в РФ в прошлом году формально находились почти 19 млн человек, или 13% всего населения страны. Но еще миллионы граждан находились рядом с формальной границей бедности. И в любой момент они могли оказаться за этой чертой из-за потери заработка, болезней, рождения ребенка или по другим жизненным обстоятельствам. Однако у такого арифметического подхода есть недостатки. В частности, считают они, линия бедности позволяет определить наиболее нуждающихся адресатов социальной политики, но не дает оценить общую доходную структуру общества. «Например, кто уязвим к бедности, а кого можно отнести к среднедоходной категории», – следует из доклада ВШЭ.
Ученые предлагают рассматривать границу бедности не как порог физического выживания, а как степень удовлетворения потребностей или возможность поддержания характерного для данного общества образа жизни. В развитых странах относительная граница бедности проводится обычно на уровне 0,5–0,6 медианного значения доходов. Медианное значение – это такой уровень доходов, выше и ниже которого имеют одинаковое количество граждан.
Принято считать, что доходы ниже 0,5–0,6 медианного значения заведомо не позволяют поддерживать типичный для конкретного общества стандарт жизни. При этом абсолютные значения медианного дохода в разных странах могут значительно отличаться.
Структура российского общества по доходам. Источник: ВШЭ |
В свою очередь, те, кто зарабатывает от 0,75 до 1,25 медианы, составляют медианную группу, то есть представляют собой некий усредненный стандарт жизни российского общества. Но и этот стандарт оказывается довольно скромным. «Лишь меньшинство удовлетворено своим материальным положением. Возможности качественно улучшить потребление для представителей этой группы практически недоступны, а запас прочности (например, значимый объем сбережений) невысок», – замечают в ВШЭ, подчеркивая, что медианная группа находится на границе благополучия и неблагополучия в современной России.
Что касается среднедоходных и высокодоходных групп населения, то к ним можно отнести 29% населения. Ученые подчеркивают: в эту выборку не попадают 3–5% наиболее богатых россиян.
Если говорить о среднедоходных и высокодоходных группах, то в целом их стандарт жизни более высок. «Представители этой зоны могут выбрать, как расходовать средства, а также формировать «подушку безопасности». Им в большей степени доступны потребительские возможности, редкие для населения в целом (отдых за границей, покупка дорогих товаров длительного пользования)», – рассказывают ученые.
Исследователи обращают внимание на такую особенность: с середины 1990-х годов и по сегодняшний день доля состоятельных россиян сузилась: с 35% населения в 1994 году до 29% в 2017-м. «Одновременно происходило и сокращение доли низкодоходного населения», – продолжают экономисты, добавляя, что за счет этих процессов формировалась самая массовая современная группа – медианная. Ее доля возросла с 1994 года с четверти населения до почти 40%. Фактически можно говорить о нарастании в России уравнительных тенденций в отношении доходов массовых слоев населения – при одновременно все большем отрыве верхушки, делают вывод в ВШЭ.
Однако уравнительные процессы в итоге не приводят к снижению социальной напряженности в обществе. «Как показали наши предыдущие исследования, негативную реакцию россиян вызывает в первую очередь растущий отрыв немногочисленной верхушки, а не степень неравенства между остальными группами населения. Россияне озабочены не столько доходным неравенством как таковым, сколько несправедливостью его оснований в современной России. Они предъявляют запрос не на общее выравнивание доходов, а на обеспечение равенства возможностей, при котором разные доходы могут формироваться на основании легитимных факторов – уровня образования и квалификации, эффективности работы и прочего», – рассказывает Мареева.
Возможность социального взрыва из-за растущей бедности не исключил и глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Бедность стала позором, признает он. По словам Кудрина, количество бедных в стране слишком велико для государства с таким уровнем ВВП на душу населения и постоянно растущими зарплатами.
Выводы ВШЭ вызывают беспокойство, признают эксперты «НГ». Уязвимость почти 40% населения к переходу в категорию бедных – довольно тревожный звоночек. «То есть любые серьезные потрясения в экономике или реформы, ухудшающие качество жизни граждан, приведут к радикальному увеличению количества бедных», – считает экономист Сергей Звенигородский. В итоге, продолжает он, у государства остается мало стимулов для проведения экономических реформ, поскольку вероятность ухудшения ситуации остается.
Совершенно ясно, что уровень бедности в России значительно выше тех цифр, что демонстрируют официальные органы, соглашается старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. «Это происходит по двум причинам: людям приходится балансировать на грани выживания, работая на двух и более работах, и поэтому в итоге их доходы совсем не нищенские, но фактически это та же бедность, просто завуалированная тяжелейшим трудом. Во-вторых, наши власти считают, что люди, получающие разного рода социальную поддержку, уже не относятся к бедному населению. Это тоже большое заблуждение, потому что российские пособия совсем не заоблачные», – объясняет она.
По мысли аналитика, власть должна решать вопрос с бедностью, начиная с самой ее причины. «Создавать рабочие места с полной занятостью, например, чтобы дать возможность обеспечить людей постоянным местом работы с нормальным заработком. Социальные программы должны быть шире, системы поддержки населения - более масштабными и гибкими. Тогда этот вопрос может начать решаться», - рассуждает Боброва.
Выводы ВШЭ представляются субъективными, считает директор департамента управления активами компании ERARIUM Group Денис Лисицын. «Но господин Кудрин прав в своем выводе, что зреет очень сильный социальный взрыв населения страны, люди просто доведены до отчаяния», - продолжает он. «В стране наблюдается стремительное падение доходов населения, и как следствие повышение закредитованности. В обществе растет социальная несправедливость. Молодое поколение не может поступить в ВУЗы страны из-за невозможности оплатить обучение, старшему поколению недоступна квалифицированная медицина», - подчеркивает экономист.«Чтобы улучшить благосостояние граждан необходимо ускорить рост ВВП на 4,4% в год в период до 2024. Однако если Россия хотя бы достигнет официального прогноза роста на 3,2% в 2021 году, тогда уровень бедности снизится до 8,1% - что уже можно считать хорошим результатом», - считает эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов.
«Гораздо разумнее вопрос решения бедности, увязать не с созданием портрета бедного россиянина, чем сегодня и занимаются власти, а, напротив, с созданием портрета или образа «благополучного гражданина». При этом социально-экономическую политику выстраивать исходя из необходимости достижения каждым россиянином этого благополучия», - рассуждает главный аналитик Центр аналитики и финансовых технологий Антон Быков.
комментарии(0)