Фото pixabay.com
Менее половины российских предприятий способны перешагнуть пятилетний рубеж, большинство компаний закрываются раньше. Об этом сообщают аналитики FinExpertiza. По оценкам опрошенных экспертов, самый короткий срок жизни у малого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг. Однако эксперты уточняют, что в сложившихся условиях если компании смогли преодолеть пусть и не пятилетний, но хоть какой-то рубеж в несколько лет – это уже достижение.
Ежегодно в России открывается около 300 тыс. компаний, однако не всем из них удается вырасти и укрепить свои позиции на рынке. За прошедшие пять лет менее чем половине компаний удалось перешагнуть пятилетний рубеж, сообщили аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
В качестве примера они приводят статистику за 2018 год: из 3,43 млн предприятий, активно ведущих свою деятельность (с численностью работников и оборотом, превышающим нулевые значения), только 1,58 млн, или 46%, перешагнули возрастную отметку в пять лет.
Как отмечают исследователи, больше всего «компаний-долгожителей» в Магаданской и Ленинградской областях (их доля составляет около 65% от всех активных предприятий), в Ставропольском крае – около 63%.
Меньше всего работающих предприятий старше пяти лет в Севастополе (почти 8%) и в Крыму (почти 11%), что, по уточнению исследователей, «вполне объяснимо, ведь эти субъекты сравнительно недавно интегрировались в экономику РФ».
Опрошенные эксперты по-разному интерпретируют эти данные. Часть из них не видят ничего удивительного в том, что большинство компаний не доживают до пяти лет, – такой отсев вполне допустим.
«На мой взгляд, совершенно нормально, когда до 90% стартапов (а большинство вновь открытых юрлиц – это, по сути, стартапы) закрываются в первые пять лет работы, а в следующие пять лет закрываются еще до 90% из оставшихся», – говорит директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
По его словам, вновь создаваемые фирмы часто предлагают рынку продукты или услуги, которые либо не нужны, либо плохо обоснованы экономически, либо опережают время, а значит, не могут сформировать необходимый спрос.
При этом Жарский напоминает о российской специфике ведения бизнеса: «Многие юрлица закрываются не потому, что убыточны, а совсем наоборот. Закрывается одно юрлицо, и открывается другое того же направления, и хотя это недобросовестная практика, такое происходит, и это влияет на статистику».
«По статистике, лишь менее 20% всех стартапов превращаются в нормально работающий бизнес, приносящий прибыль, – продолжает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. – Это общемировая практика».
«Есть исследования, доказывающие, что подавляющее большинство стартапов прекращают свою работу в первые три года существования. Причем это доказывают исследования, проведенные в развитых странах», – добавляет аналитик компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.
«В России чаще всего начинающий предприниматель старается делать бизнес в различных сферах услуг. В таких нишах крайне высокая конкуренция, особенно в крупных городах», – добавляет Авакян.
Большинство экспертов сообщают, что наименьшую продолжительность жизни имеют представители малого и среднего бизнеса в сфере услуг: кофейни, парикмахерские, различные салоны, фитнес-центры и т.п.
«А крупные системообразующие предприятия, например, в производственном секторе чувствуют себя в целом уверенно и работают долго. У них в подавляющем большинстве комфортная долговая нагрузка и приемлемая рентабельность», – уточняет старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.
Хотя, как замечает, в свою очередь, Дмитрий Жарский, заниматься – по крайней мере с нуля – любого вида производством значительно сложнее, чем предлагать потребителям уже вполне востребованные услуги.
Между тем другие эксперты считают, что короткий срок жизни компаний свидетельствует о серьезных проблемах, о том, что деловой климат в стране пока оставляет желать лучшего.
Как говорит исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин, то, что большинство компаний не могут преодолеть пятилетний рубеж, свидетельствует о многих проблемах ведения бизнеса в России: от излишней бюрократической нагрузки до монополизации рынка во многих областях. В списке проблем также «коррупция, недобросовестная конкуренция и прочие перегибы на местах», добавляет эксперт.
По его мнению, о хорошем экономическом положении свидетельствовал бы срок жизни новообразованных предприятий в 10–15 лет. «Именно за такой период любое дело может окупиться, развиться и принести доход как работодателю и работникам, так и государству», – считает Гелемурзин.
«Вести бизнес в России – своего рода героизм. Это постоянная борьба за выживание с частями государства. Не со всем государством, а именно с частями», – говорит член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова. Потому что, как поясняет эксперт, с одной стороны, государство может серьезно поддержать бизнес, отдельные проекты. Но, с другой стороны, то же самое государство в лице некоторых его представителей может быстро этот же бизнес закрыть, уточняет Капитанова.
Поэтому любое количество компаний, преодолевших рубеж хотя бы в несколько лет, – «это уже хорошо», добавляет эксперт.
Кстати, и сами исследователи тоже скорее позитивно оценивают результаты проведенного анализа. Выживание 46% компаний «на пятилетнем отрезке в условиях пробуксовки российской экономики – это хороший показатель, здесь мы находимся на уровне европейских стран», сообщает председатель совета директоров сети FinExpertiza Елена Трубникова.
Но есть и негативные моменты. «Настораживает, что около 27% компаний стали убыточными по итогам 2018 года, и доля их растет», – обращает внимание Трубникова.
Эксперты напоминают, что есть еще такие показатели, как количество банкротств и соотношение численности закрывающихся и открывающихся юрлиц. По данным Росстата, и в 2018-м, и в январе–апреле 2019-го в стране было ликвидировано примерно в 1,5–2 раза больше предприятий, чем зарегистрировано.
По словам Дмитрия Жарского, «возможно, снижение налогового бремени позволило бы юрлицам жить намного дольше, чем пять или десять лет».
комментарии(0)