Украинскую газотранспортную систему ждет скорое реформирование. Фото Reuters
Украинская компания – оператор газотранспортной системы (ГТС) «Укртрансгаз» объявила, что ей не хватает средств на закупку газа, что может обернуться масштабным энергетическом кризисом уже через неделю. По мнению экспертов, угрозы компании-оператора вполне могут быть связаны с попыткой получить дополнительное финансирование от местных властей. Но для России эта ситуация также опасна, поскольку может создать проблемы с поставками газа по ряду европейских направлений, предупреждают аналитики.
«В связи с дефицитом средств «Укртрансгаз» не имеет возможности своевременно рассчитываться по контрактам закупки газа для собственных производственно-технологических нужд», – объявили в компании в прошлую пятницу.
При этом долги компании перед поставщиками топливного газа только за март-апрель достигли 4,1 млрд гривен (почти 152 млн долл.). «Поэтому поставщики газа отказываются предоставлять в дальнейшем определенные действующими контрактами объемы газа», – сообщают в компании-операторе.
В «Укртрансгазе» подчеркивают: остаточных объемов газа, которые были закуплены по предыдущим договорам, хватит для работы ГТС только до 24 июня. То есть после этого стоит готовиться к возможному ЧП в масштабах всей страны.
В самой украинской компании появившиеся финансовые проблемы объясняют установленными в конце 2018 года необоснованными «временными тарифами», которые позволяют рассчитываться за использованный газ только на 60%. Кроме того, подчеркивается в сообщении, пока не решена проблема несанкционированного отбора газа в стране.
До недавнего времени «Укртрансгаз» усиленными объемами закачивал голубое топливо в свои подземные хранилища газа (ПХГ). Так, по состоянию на 10 июня в ПХГ закачано свыше 12 млрд куб. м газа, что на 20% больше аналогичных показателей прошлого года. При этом только с 3 по 10 июня в хранилища было закачано почти 600 млн куб. м газа, а общий уровень заполнения ПХГ приблизился к 39%.
В Киеве увеличение объемов закачки газа в ПХГ объясняли завершением в текущем году контракта на транзит российского газа через Украину. В частности, глава «Нафтогаза» Андрей Коболев предполагал, что новый контракт между украинской компанией и «Газпромом» не будет заключен. А значит, на случай прекращения транзита из РФ нужно накопить к зиме в ПХГ около 20 млрд куб. м газа (см. «НГ» от 09.06.19).
Будет ли подписано новое транзитное соглашение – большой вопрос. Эксперты сходятся во мнении, что в лучшем случае это будет временный договор. Тем не менее Россия, Украина и Еврокомиссия продолжают проводить трехсторонние переговоры относительно транзита газа после 2019 года. Второй раунд трехсторонних консультаций прошел в январе в Брюсселе. Следующие консультации могут состояться во второй половине сентября, не исключал глава Минэнерго РФ Александр Новак.
Кроме того, в Незалежной продолжается процесс так называемого анбандлинга – разделения компании «Нафтогаз Украины» (куда входит и «Укртрансгаз») и создания нового оператора ГТС страны. Пока что «Нафтогаз» является монополистом по транзиту и хранению природного газа в ПХГ, а также по транспортировке нефти трубопроводным транспортом по территории страны. Планируется, что новый оператор ГТС заработает с 2020 года, когда прекратит действие транзитный контракт между «Нафтогазом» и «Газпромом».
Угрозы «Укртрансгаза» о возможном начале энергетического кризиса в Незалежной эксперты воспринимают сдержанно. «Финансовые трудности «Укртрансгаза» не должны оказать влияния на транзит газа через территорию Украины к европейским потребителям. Скорее это исключительно внутренняя проблема компании, у которой не остается собственных средств на закупку газа», – говорит директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов. Это, конечно, может стать причиной для энергетического кризиса в стране, но он вряд ли коснется всех домохозяйств, рассуждает он.
По мнению эксперта, государство, дабы избежать неприятного для нового правительства кризиса, в конечном счете изыщет необходимые средства для поддержания нормальной работы компании. «Отказать в помощи компании вряд ли кто-то рискнет, так как это затрагивает интересы большинства украинских компаний и организаций, не говоря уже о рядовых гражданах», – полагает Пахомов. Другой вопрос, продолжает эксперт, что такие новости появляются в преддверии предстоящих переговоров по транзиту газа между РФ и Украиной.
«Сейчас судьба оператора ГТС является одной из центральных тем в энергетической сфере, но поддерживать ее масштабными инвестициями на долгие годы пока смысла нет, так как никто не знает, к какому сценарию готовиться в 2020 году», – замечает экономист.
Новости от «Укртрансгаза» лишний раз подтверждают, что у транзита через Украину есть риски, продолжает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. «Вместе с тем заявления «Укртрансгаза» можно расценивать и в контексте украинской внутриполитической борьбы, как попытку получить дополнительное финансирование от властей», – не исключает он.
Однако эксперт сомневается, что ситуация повлияет на переговоры по транзиту.Для России история с невозможностью «Укртрансгазом» покупать газ для технических нужд может оказаться опасной, подтверждает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. «Формально мы не должны этого касаться, потому что есть контракт на транзит у «Газпрома» и «Нафтогаза», там все прописано. «Газпром» деньги платит исправно за транзит газа. Что там случилось у «Укртрансгаза», его не волнует. Он оплачивает услуги, «Укртрансгаз» должен их оказывать», – замечал он на BFM. Но если ситуация дошла до того, что у компании нет технологического газа для работы газокомпрессорных станций, то, получается, они нарушат контракт, не исключает он. «И вполне возможно, это приведет, может быть, не по всем направлениям, но к каким-то перебоям или скачкам давления при поставке российского газа в Европу транзитом через Украину», – рассуждает эксперт.
Скорее всего, эти сообщения являются частью сложной «игры» в газовой отрасли Украины по реформированию ее газотранспортной системы, не исключает доцент кафедры экономической теории Российского экономического университета им Плеханова Сергей Ермолаев. «Известно, что решение кабинета министров по реформированию ГТС противоречит видению «Нафтогаза». Кабинет министров придерживается более радикального подхода, предлагая вывод как оператора ГТС, так и самой ГТС из «Нафтогаза», - напоминает он.
комментарии(1)
0
Aleksandertrue 08:16 17.06.2019
Ну вот и здесь слово "нелицеприятный" используют не в правильном значение, т.е. не в словарном, а в разговорном. Я конечно считаю, что раз люди поголовно используют слово "нелицеприятный" в значении неприятный то пора менять значение в словаре, но все-же для журналиста это считается сильной ошибкой.