Цена железнодорожных колес в мае резко увеличилась. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
ФАС России выступила с заявлением о ситуации на рынке железнодорожных колес после появления в СМИ сообщений о том, что ключевой поставщик – Выксунский металлургический завод (ВМЗ) – резко повысил цену на свою продукцию и разорвал долгосрочные контракты минимум с двумя предприятиями, не согласившимися оплачивать поставки на новых условиях. В ведомстве не исключают, что действия ВМЗ могут содержать в себе признаки злоупотребления доминирующим положением.
В России действуют два основных производителя цельнокатаных колес (ЦКК): Объединенная металлургическая компания (ОМК), ключевым предприятием которой является ВМЗ, и «Евраз» (Нижнетагильский металлургический комбинат). Доминирующее положение на рынке занимает ВМЗ с долей около 60%. Такая ситуация обязывает производителя руководствоваться антимонопольным законодательством и не допускать злоупотреблений. Основная часть потребителей колес находится в прямой зависимости от поведения ВМЗ на рынке.
Между тем на прошлой неделе «Коммерсант» (31.05.19) сообщил со ссылкой на покупателей колес, что ВМЗ резко поднял цены на свою продукцию. По словам источника газеты, с середины мая от вагоноремонтных компаний стали поступать уведомления, что услуги ремонта с заменой колесных пар подорожали в связи с ростом закупочных цен на продукцию ВМЗ. Так, одно из предприятий подняло стоимость ремонта колесной пары на 90 тыс. руб., другое уведомило, что цена ЦКК формируется контрагентами исходя из открытых аукционов ВМЗ и составляет 95 тыс. руб., говорится в издании. Как сообщил источник газеты на крупном вагоноремонтном предприятии, после того как оно не согласилось поднять цены по требованию завода, тот разорвал долгосрочный контракт, заместив его краткосрочными на два месяца. А собеседник газеты в вагоностроении сообщил об одностороннем расторжении ВМЗ пятилетнего контракта и прекращении отгрузки без юридических оснований.
«В текущий момент цена колес сопоставима с 30% стоимости вагона. В преддверии ожидаемого насыщения рынка колес ВМЗ стремится зафиксировать цены на предельных значениях, заложив их в новые контракты с вагоностроителями», – сообщил источник среди железнодорожных операторов агентству Интерфакс, которое цитирует «РЖД-Партнер.ру» (04.06.19). «В течение длительного времени производители ЦКК манипулируют стоимостью деталей в условиях острого дефицита. И то, что сейчас происходит с ВМЗ, – явная попытка зафиксировать высокую цену на продукцию на пике спроса, пока она не скорректировалась рынком», – заявил Интерфаксу еще один участник операторского рынка.
По информации «НГ», действия ВМЗ действительно нервируют некоторых покупателей, и они надеются на вмешательство государства в ситуацию, поскольку рост цен влияет на искусственный разгон инфляции и ставит под угрозу исполнение долгосрочных стратегических контрактов на изготовление и обслуживание вагонов. Многих потребителей связывают долгосрочные формульные контракты с ВМЗ на поставку колес, и, если ВМЗ откажется от работы по заключенным договорам, это означает полную остановку работы с соответствующими социальными последствиями, а также грозит неисполнением обязательств по производству вагонов перед заказчиками, включая госкомпании.
«Отечественные производители – монополисты рынка – вместо формирования планов с учетом потребностей вагоноремонтных компаний и расширения своих мощностей концентрируются исключительно на повышении стоимости своей продукции, – сообщил «НГ» источник на рынке. – Например, в мае этого года ВМЗ в полтора раза увеличил цену ЦКК, а также заместил с несколькими вагоноремонтными предприятиями длительные контракты краткосрочными. Эти действия можно расценивать как попытку закрепить цены на высоком уровне, пока на рынке ажиотажный спрос на детали и ситуация не нормализовалась. Конечно, такой скачок цен приведет к удорожанию содержания парка».
В ФАС уже отреагировали на тревожные сигналы. В ведомстве проводят анализ вклада действий российских производителей и фактора дефицита в рост цен на рынке ЦКК. ФАС насторожила информация о том, что ВМЗ разрывает долгосрочные контракты с целью перезаключения договоров, заключенных ранее, по текущим спотовым ценам: «В случае соблюдения потребителями всех условий договора такая практика недопустима с точки зрения российского законодательства и может содержать в себе признаки злоупотребления доминирующим положением путем необоснованного отказа или уклонения от заключения договора, а также навязывания невыгодных условий договора».
Примечательно, что в прошлом году ФАС уже имела претензии к производителям ЦКК. В октябре 2018 года ведомство возбудило дело в отношении ВМЗ и «Евраза», которых заподозрило в установлении монопольно высоких цен на рынке ЦКК. «По результатам предварительного расследования ФАС России установила, что рост цен на колеса цельнокатаные следовал непропорционально изменению себестоимости производства», – сообщали тогда в службе. О результатах расследования до сих пор ничего не известно.
комментарии(0)