Вице-премьер Белоруссии Игорь Ляшенко обеспокоен недостаточно высоким качеством российской нефти. Фото с сайта www.tut.by
Белорусские химики требуют от РФ возмещения ущерба на «многие сотни миллионов долларов» из-за изменений в химическом составе российской нефти. Белорусский вице-премьер Игорь Ляшенко анонсировал начало переговоров с российскими поставщиками нефти 23 апреля. Минск регулярно обвиняет Москву в проблемах белорусской экономики и требует от нее постоянной финансовой поддержки.
Концерн «Белнефтехим» намерен требовать с российской «Транснефти» компенсацию за поставку некачественной нефти. «Все возможные последствия будут обсуждены с «Транснефтью» на предстоящем совещании. Белорусская сторона будет настаивать на выработке компенсационных механизмов», – сказал председатель концерна Андрей Рыбаков, слова которого приводят ТАСС и Белта.
Белорусский вице-премьер Игорь Ляшенко назвал ситуацию нештатной. По его словам, резкое повышение содержания хлоридов в нефти требует оптимизации режима работы заводов. Прежде всего в плане принятия защитных мер, четкой координации и уменьшения загрузки НПЗ, чтобы не допустить повреждения оборудования.
«Момент достаточно ответственный, так как сейчас идет посевная, топливо востребовано как никогда, и наряду с этим достаточно востребован наш продукт на экспортных рынках. Цены пиково высокие, поэтому мы имеем как экономические, так и технические издержки», – объяснил Ляшенко. Технические издержки предприятий будут определены в период капремонта в августе-сентябре.
Пресс-секретарь белорусского концерна Марина Костюченко заявила, что содержание хлорорганических соединений в российской нефти Urals превышает «в десятки раз предельные значения по стандарту». Она сообщила, что отбор образцов производился в присутствии представителя «Транснефти». Советник президента «Транснефти» Игорь Демин заявил, что «ситуация с качеством должна нормализоваться к понедельнику-вторнику следующей недели».
Инцидент произошел на фоне отказа российской стороны поддержать предложение Минска о внеплановом увеличении тарифа на транзит нефти по территории Белоруссии на 23% в связи с необходимостью обеспечения экологической безопасности при транзите и тем, что белорусский тариф является самым низким среди стран-транзитеров. В свою очередь, президент Белоруссии Александр Лукашенко пригрозил накануне закрытием на ремонт нефтепроводов, которые обеспечивают транзит российской нефти на Запад. По его словам, такое решение обосновано с учетом закрытия российского рынка для ряда белорусских товаров, которое президент назвал санкциями. Президент «Транснефти» Николай Токарев заявлял, что нефтепроводы на территории Белоруссии находятся в удовлетворительном состоянии и не нуждаются в остановке на ремонт.
В прошлую среду глава российского Минэнерго Александр Новак сообщил, что РФ готова к перекрытию белорусского участка экспортного нефтепровода «Дружба». У России, по его словам, есть варианты переориентации нефти с «Дружбы» на экспортные порты, хотя такое изменение экспортных потоков и нежелательно. «У нас есть резервы по другим направлениям поставок нефти, в том числе с увеличением поставок через морские порты», – заявил Новак.
«Качество российской нефти может меняться в связи с увеличением числа марок российской экспортной нефти, которые заменят уходящий в прошлое единый стандарт Urals», – говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.
Разделение марок российской нефти по разным экспортным направлениям – обычный технический процесс. «Далеко не все претензии белорусской стороны требуют ответа, поскольку Минск сам не выполняет условий межправительственных соглашений. Белорусские коллеги, в частности, не выполняют условий по поставке бензина и дизтоплива, которые получены из российской нефти на внутренний рынок РФ», – считает эксперт. «До окончания налогового маневра в нефтяной отрасли РФ будет фактически дотировать белорусскую экономику за счет низких цен на российскую нефть по сравнению с ценами мирового рынка. И в этом смысле можно вспомнить поговорку – дареному коню в зубы не смотрят. Тем более что никаких планов обидеть белорусских коллег не было», – отмечает Танкаев. Российская «Транснефть» письменно признала факт поставки некачественной нефти в Белоруссию, источник загрязнения обнаружен на участке Самара-Унеча, сообщил «Интерфакс».
комментарии(0)