Глава Счетной палаты Алексей Кудрин внимательно изучит расходы Центробанка. Фото РИА Новости
В четверг Госдума поручила Счетной палате провести проверку деятельности Центробанка России за 2016–2018 годы. Соответствующее постановление было поддержано большинством голосов. Это стандартная плановая проверка, объясняют чиновники. Однако независимые эксперты допускают и хитрую аппаратную игру. Ведь ЦБ отличается не только раздутой численностью, сверхвысокими зарплатами, но и декларациями об убытках на фоне расширения сферы своего контроля.
«Предлагается поручить Счетной палате РФ осуществить в период с июня по ноябрь 2019 года проверку финансово-хозяйственной деятельности ЦБ за 2016–2018 годы в части формирования и использования фондов, создаваемых из прибыли ЦБ, а также исполнения сметы расходов, его структурных подразделений», – говорится в документе. Также рекомендовано проверить исполнение сметы расходов ЦБ, его структурных подразделений и учреждений. «О результатах указанной проверки Счетная палата должна будет проинформировать Госдуму», – уточнила зампредседателя думского комитета по контролю и регламенту Ирина Марьяш.
С инициативой провести такую проверку выступил Национальный финансовый совет (НФС). Соответствующее обращение за подписью председателя НФС, министра финансов РФ Антона Силуанова поступило в Госдуму 1 апреля. Заметим, НФС на сегодняшний день состоит не только из представителей Минфина. Туда входят и глава ЦБ Эльвира Набиуллина, глава Минэкономразвития Максим Орешкин, помощник президента РФ Андрей Белоусов, советник президента РФ Сергей Глазьев, а также ряд представителей комитетов Госдумы и Совета Федерации.
«Сейчас сложно сказать, ограничится ли проверка объявленными темами из формального обоснования или в ходе проверки будет выявлено нечто большее», – рассуждает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. «Центробанк нередко конфликтует и с Минфином, и с Минэкономразвития по совершенно разным тематикам. В ЦБ, например, не так давно высказывали удивление резкой сменой методик расчета, используемых Росстатом, находящимся в ведении МЭР. Но, думается, истинные причины не в этом», – предполагает аналитик.
Проверка может быть инициирована и кем-то повыше, поскольку НФС, от которого происходит инициатива, – это коллегиальный орган ЦБ, в составе которого есть помощник и советник президента, замечает управляющий партнер компании «2К» Тамара Касьянова. Текущая же проверка, по мнению эксперта, скорее всего рутинная. Однако, напоминает она, еще год назад Счетная палата просила новые полномочия в вопросах проверки Центробанка в связи с расширением его функций.
И расширение таких полномочий может быть оправданно. «С тех пор как ЦБ принял на себя функцию мегарегулятора, он объединил под своим началом очень широкий круг полномочий, касающихся регулирования и надзора над широким кругом субъектов финансового рынка», – напоминает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Татьяна Белянчикова. В прошлом году эти функции пополнились еще и вопросами санации проблемных банков – то, что раньше делало Агентство по страхованию вкладов, добавляет она.
«ЦБ является собственником или совладельцем крупнейших кредитных организаций, в то же время проводя надзор над их деятельностью. ЦБ оставляет себе 25% заработанной прибыли, являясь и участником финансового рынка, осуществляя операции от своего имени и надзирая за этим рынком. И при этом по законодательству – это независимая организация», – продолжает экономист, подчеркивая, что в таких условиях необходимо проводить внешние проверки.
Вполне возможно, что проверка деятельности регулятора имеет и более глубокие основания. По итогам 2017 года ведомство впервые с 1998 года получило убыток – 435,3 млрд руб. Заметим, в дефолтном 1998 году убыток составил 27,8 млрд. Многие эксперты связывали убытки с проводимой ЦБ масштабной санацией банков.
Согласно закону «О Центральном банке РФ», после утверждения годовой финансовой отчетности ЦБ его советом директоров 75% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов, перечисляется в федеральный бюджет. Оставшаяся прибыль ЦБ направляется советом директоров в резервы и фонды различного назначения. Убыток же за 2017 год говорит о том, что российский бюджет не досчитался поступлений от регулятора.
Впрочем, СП не впервые будет проверять ведомство Эльвиры Набиуллиной. К примеру, подобная проверка проводилась государственными аудиторами в 2016 году. Инициирована проверка также была со стороны НФС. Тогда в СП анализировали деятельность регулятора за 2013–2015 годы. В частности, проводилась проверка организации закупок, капитального строительства, управления имущественным комплексом, оплаты труда и т. д. Причем изначально ожидалось, что дается старт на расследование причин валютного кризиса 2014 года. Однако и в СП, и в ЦБ отвергали такую вероятность, поясняя, что речь идет о стандартной проверке (см. «НГ» от 16.03.16). Такого же мнения ведомства и относительно новой проверки.
Члены Национального финансового совета Эльвира Набиуллина и Антон Силуанов проголосовали за проверку деятельности Центробанка. Фото РИА Новости |
К слову, один из основных акцентов проверки 2016 года – оптимизация структуры и численности персонала ЦБ. Так, среднесписочная численность сотрудников регулятора сократилась почти на 10%, отмечали тогда аудиторы. Тема оптимизации численности персонала ЦБ возникает постоянно. Так, в апреле этого года зампредседателя ЦБ Руслан Вестеровский сообщал, что пока что в ведомстве работает около 50 тыс. сотрудников, но до конца года их численность может быть снижена до 43,5 тыс. Для сравнения: на начало 2012 года она составляла почти 66 тыс. человек.
Примечательно, что численность работников ЦБ сокращается, а расходы на их содержание растут. Так, в том же 2012 году ведомство тратило на содержание своих работников около 90 млрд руб., в 2013-м – уже почти 96 млрд, а в 2017 году – 110,9 млрд. В итоге если в 2012 году среднемесячный доход одного служащего составлял 98,6 тыс. руб., то по итогам 2017 года он увеличился уже до 148,2 тыс.
Проверка может затронуть и разветвленную социальную инфраструктуру ЦБ, который сегодня похож на государство в государстве. На балансе мегарегулятора еще недавно числилось 66 подразделений общественного питания, 80 лечебных подразделений (от медицинского центра до амбулаторий и здравпунктов), 20 гостиниц и общежитий, а также 22 оздоровительных учреждения: базы отдыха, пансионаты и санатории. В целом в «подразделениях социально-бытового назначения» трудятся 13% всех сотрудников ведомства, следовало из годового отчета регулятора за 2017 год.
При этом в убыточном для себя 2017 году ЦБ потратил, в том числе и на материально-техническое обеспечение деятельности Центробанка, свыше 8 млрд руб. По сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 6,8 млрд руб. «Рост затрат связан с постановкой на баланс ЦБ имущественного комплекса в Москве. Кроме того, средства использованы на строительство (реконструкцию) служебных зданий и сооружений; создание инженерных, технологических систем и установок, обеспечивающих функционирование зданий и сооружений; приобретение инвентаря, оборудования и мебели для замены аналогичного имущества с истекшим сроком эксплуатации; приобретение транспортных средств», – перечисляли в ведомстве.
Обладает ЦБ и собственным Социальным фондом. Этот фонд предназначен для обеспечения социальных нужд работников ЦБ и в отдельных случаях – пенсионеров, состоящих на учете в ЦБ. «Средства Социального фонда направляются в основном на единовременные выплаты, связанные с социальными нуждами работников ЦБ. Социальный фонд формируется за счет прибыли ЦБ, остающейся в распоряжении банка», – следовало из годового отчета ведомства. Общий объем фонда – свыше 3 млрд руб.
комментарии(0)