Фото АГН "Москва"
У граждан, потерявших свои сбережения, похоже, появился новый защитник - Всероссийский союз вкладчиков. Организация, возникшая на волне борьбы за свои права клиентов обанкроченного банка “Югра”, теперь намерена системно и профессионально отстаивать интересы всех россиян, которые оказались в подобной ситуации. Лидер движения Михаил Долматов отмечает, что оно будет работать без митинговщины и политиканства, а потому уверен - его поддержат и власти, заинтересованные в том, чтобы избежать роста социального недовольства в стране.
18 апреля состоится очередное собрание кредиторов банка «Югра», напомним, после того как 28 июля 2017 года регулятор лишил это кредитное учреждение лицензии, дело дошло до банкротства. При этом долги банка перед гражданами и юрлицами оцениваются в 194,9 млрд рублей, 16 млрд из которых – деньги физических лиц, превышающие застрахованный лимит в 1,4 млн рублей. Поскольку все активы «Югры» оценивались в 34 млрд рублей, этого очевидно не хватало на выплаты компенсаций кредиторам и, по оценкам портала Banki.ru, даже при самом оптимистичном сценарии вкладчики (физлица и компании) потенциально могли вернуть не более 17% вложенных средств.
Такое положение привело к тому, что вкладчики банка начали искать новые возможности защиты своих прав. Особенно актуальны более совершенные средства решения проблемы оказались для тех, у кого вклады превышают сумму в 1,4 млн. рублей, возвращение которой гарантирует государство. Как отмечали СМИ, уже на первом собрании комитет кредиторов преобразовался в первый в России Независимый комитет кредиторов.
Нужно отметить, что предложения по разрешению ситуации с одним из крупнейших банков поступали различные. Был, например, и законопроект лидера «Партии пенсионеров» Валерия Гартунга, и новые алгоритмы выплат, предлагавшиеся государством, и предложения недавно созданного Всероссийского союза вкладчиков. Его возглавляет лидер кредиторов «Югры» Михаил Долматов. Сегодня это движение планирует защищать прав не только клиентов одного банка, а стать более мощной структурой, которая сможет отстаивать интересы всех, кто пострадал в результате банкротств коммерческих банков и отзыва у них лицензий.
Поле для деятельности у подобной организации открывается весьма обширное. Общий объем проблемных активов («токсичных» безнадежных кредитов) у банков РФ, по оценкам некоторых экспертов, на 1 февраля 2019 года достиг 10,6 трлн рублей. Только за прошлый год прекратили деятельность 77 из 561 кредитной организации и начало 2019 года на отечественном рынке осталось 484 действующих банка. 100 кредитных организаций по итогам 2018 года зафиксировали значительные убытки. Потери в общей сложности составили 574,58 млрд рублей. При этом, как сообщал “Профиль”, аналитики ждут продолжения “большой зачистки” сектора, в результате к концу нынешнего года в стране может остаться не более 400 банков.
“Любая организация, которая инициатива снизу которая удовлетворяет реальным требованиям и чаяниям людей, она всегда будет поддержана депутатами Госдумы, и всегда будет принята, и поставлена в эшелон решения социальных проблем, - полагает Долматов. - Потому, что (никак кроме) как социальной проблемой, это не назовешь. Социальная финансовая проблема – люди потеряли деньги, а за каждым вкладом стоят судьбы и беды людей. Кто-то продал квартиру, кто-то не смог сделать операцию кто-то еще что-то. страдают люди, которые принесли свои деньги для того, чтобы как-то обеспечить себе либо финансовую подушку, либо хоть какие-то денежки для решения своих непосредственных нужд”.
История развития многих общественных движений, нацеленных на борьбу за права определенных групп россиян обычно завершалась после того, как какая-то часть людей, участвовавших в таких структурах, решала свои проблемы. Эти структуры действовали ситуативно и обычно не могли заниматься комплексным решением проблем, поскольку были “заточены” на достижение одной цели. Иногда они просто разваливались после того, как их организаторы получали от властей (или заинтересованных бизнесменов) какие-то компенсации, причем основная масса активистов оказывалась брошенной и разочарованной. При этом, если участники организации объединяли усилия и продолжали работу вместе даже после того, как были удовлетворены интересы части из них, их деятельность приводила к успеху. Его достигали некоторые группы шахтеров, ипотечников, участников долевого строительства.
Всероссийский союз вкладчиков планирует вести работу планомерно и прозрачно. В планах, по словам адвоката Андрея Королькова, опытного юриста из команды Долматова, не митинги и разнонаправленные метания активистов, а системный диалог с властями, в частности с Центробанком, с акционерами банков, который будет вестись на профессиональной основе. Это позволит учесть интересы и вкладчиков, и добросовестных участников рынка, которые не справились с ситуацией в банке, и государства, которое сможет договариваться не с толпой протестующих, а с серьезной структурой.
“Это на мой взгляд, единственный способ решить проблемы. Не играться в песочнице, не заниматься политикой, не удовлетворять свои личные интересы, а четко и планово двигаться к поставленным задачам. Только в рамках конструктивного диалога, а не политиканства, мы будем решать экономические вопросы с финансами”, - уверен Долматов.
комментарии(0)