Главу Минфина Антона Силуанова могут заинтересовать результаты масштабных опросов финансового поведения россиян. Фото РИА Новости
«Сегодня в России богатеют беднейшие слои, тогда как люди с более высокими доходами наращивают долги» – такие сенсационные выводы сообщают эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ), изучившие изменения финансового поведения россиян. Одновременно с этим доля так называемых сберегателей, откладывающих деньги на черный день, за пять лет сократилась. «Беднейшим слоям прирост доходов обеспечили массовые индексации зарплат в бюджетном секторе, отказ же от сберегательной модели говорит о том, что сберегать населению, по сути, и нечего», – рассуждают эксперты.
В четверг исследователи ВШЭ презентовали первые результаты третьей волны всероссийского обследования домохозяйств «Изучение финансового поведения населения и привычки к накоплению сбережений», проведенного по заказу Минфина и Международного банка реконструкции и развития в рамках проекта по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ.
Причем первое обследование российских семей проводилось осенью 2013 года, второе – весной 2015-го, третье – весной 2018 года. В рамках третьей волны было опрошено свыше 6 тыс. российских домохозяйств. Исследователи подчеркивают: во всех трех волнах были опрошены одни и те же домохозяйства.
Один из главных выводов исследования: доходы населения сокращались, но неравномерно.
В большей степени этот процесс затронул высокодоходные слои населения. При этом в низкодоходной группе, наоборот, наблюдался даже небольшой рост среднедушевых доходов. «Можно предположить, что рост доходов в низкодоходной группе был связан с мерами адресной социальной поддержки населения», – не исключает автор исследования, доцент департамента социологии ВШЭ Диляра Ибрагимова.
Несмотря на то что за пять лет уровень доходов населения снизился, выросла доля домохозяйств, владеющих какими-либо финансовыми активами. В частности, если в 2013 году владели какими-либо финансовыми активами 58% россиян, то к 2018-му их доля увеличилась до 71%.
При этом под финансовыми активами исследователи, в частности, понимают текущие счета в банках, сбережения в наличных деньгах, срочные вклады, займы частным лицам, ценные бумаги, металлические счета и счета в электронных платежных системах. «Рост охвата финансовыми активами в целом наблюдается во всех доходных группах. Главным образом «благодаря» текущим счетам», – указывают экономисты. Заметим, среди обеспеченных россиян доля владеющих такими активами превышает 90%, тогда как среди низкодоходных групп она заметно ниже – около 65%.
Не каждый россиянин может позволить себе сберегать капиталы. Фото РИА Новости |
При этом доля именно активно сберегающих (тех, у кого есть срочные вклады, металлические банковские счета, сбережения в наличных деньгах, ценные бумаги, то есть сбережения в узком смысле) за время обследований уменьшилась: с 45 до 41,4%. Причем доля сберегателей сократилась среди самых низкодоходных слоев – с 27% в 2013 году до 19% сберегающих в 2018-м. Домохозяйства же с самыми высокими доходами продемонстрировали обратную динамику. Здесь скорее можно говорить о восстановлении сберегательного поведения, следует из результатов исследования. Так, во время первой волны обследования у 60% обеспеченных домохозяйств были сбережения. К моменту второго замера их доля снизилась – до 55%. Однако теперь она возросла до 58%, следует из презентации специалистов ВШЭ.
Примечателен и тот факт, продолжают авторы исследования, что наибольший рост долговой нагрузки за пять лет также показывают наиболее высокодоходные домохозяйства. В частности, если во время первого замера обеспеченные россияне отдавали 18% своих доходов на погашение кредитов, то к третьему замеру эта доля увеличилась до 22%, следует из данных. В свою очередь, у беднейших россиян долговая нагрузка снизилась, хотя и остается выше средней, – с 37% в 2013 году до 34% в 2018-м. К слову, в среднем российский заемщик отдает четверть доходов на погашение кредитов.
По мнению экспертов «НГ», подобные замеры финансового поведения россиян вряд ли откроют что-то новое российским властям. «Подобные исследования проводятся различными организациями, и в том числе Центробанком», – напоминает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.
«Возможно, заказывая подобные исследования, Минфин хочет держать руку на пульсе среднего класса и нижнего слоя богатейшей части населения страны, чтобы понимать, в каком направлении стоит развивать дальше финансовые услуги», – не исключает шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев. «Это одна из попыток обобщить знания о текущем положении дел населения, ведь правительство часто критикуют за оторванность от реальной жизни граждан. К тому же важно отслеживать динамику доходов и расходов населения», – соглашается аналитик компании «Солид» Вадим Кравчук. Подобную мысль развивает и директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков: «Это исследование – попытка понять, как в стране распределяются деньги. Какая часть средств инвестируется, а какая складывается под подушку. Так власти надеются разобраться, каким образом граждане сохраняют свои средства и куда их тратят».
По мнению экспертов, основной вывод, который должно сделать для себя ведомство Антона Силуанова, – это необходимость решения проблемы роста доходов населения. «Иначе степень социального недовольства будет быстро расти», – считает Кравчук. «Минимальный прирост доходов в самой необеспеченной категории связан, вероятно, с повышением социальных выплат, но оно нивелировано инфляцией. Ориентир должен быть даже не столько на социальную поддержку, сколько на создание условий для того, чтобы люди могли сами увеличивать свои доходы», – рассуждает он.
Можно сделать вывод, что с деньгами у людей по-прежнему проблемы, что люди отказываются от сберегательной модели поведения, потому что сберегать им, по сути, нечего, продолжает старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
В этом смысле сокращение доли сберегателей также является следствием снижения реальных доходов населения. «Но вот показатель роста долговой нагрузки у той категории, что зарабатывает больше среднего, объяснить довольно сложно. Зачем тем россиянам, кто получает выше рынка, дополнительный долг, неясно, если только речь не идет об единоразовой долговой нагрузке в виде ипотечного кредита, например», – рассуждает Анна Бодрова.
комментарии(0)