Глава Центробанка Эльвира Набиуллина считает, что кредиты поддерживают рост во многих секторах. Фото Reuters
Вопреки разговорам о недоступности кредитов российская экономика получает от банков подпитку. Как сообщили «НГ» в рейтинговом агентстве Standard&Poor’s (S&P), кредитование реального сектора экономики РФ увеличится в этом году на 10% в номинальном выражении, и 2019-й станет вторым годом двузначного роста корпоративного кредитования. Но приток средств не трансформируется в экономический рост.
S&P прогнозирует для РФ рост в сегменте корпоративного кредитования в 2019-м на уровне 10% (в номинальном выражении). «Санкции блокируют некоторым крупным компаниям доступ к заимствованиям на международных финансовых рынках, поэтому они, вероятнее всего, будут и дальше привлекать заемные средства у российских банков», – поясняют аналитики S&P в отчете о банковском секторе РФ.
Как уточнила в беседе с «НГ» ведущий кредитный аналитик S&P Ирина Велиева, речь идет о кредитовании нефинансовых организаций, то есть реального сектора экономики. При этом Велиева напомнила, что, по данным S&P, за 2018 год портфель корпоративных кредитов увеличился тоже на 10% в номинальном выражении. Тем самым двузначные темпы роста мы увидим второй год подряд.
Центробанк в своих материалах приводит другие цифры, но позитивную тенденцию подтверждает. Как сообщалось в отчете «О развитии банковского сектора РФ в 2018 году и в январе 2019 года», в прошлом году объем кредитов нефинансовым организациям увеличился в РФ на 5,8% после прироста на 3,7% в 2017-м. Данные приводятся с исключением валютной переоценки по кредитным организациям, действовавшим на тот период.
При этом, как указано в мартовском базовом среднесрочном прогнозе Банка России, в 2019-м кредитование нефинансовых и финансовых организаций в рублях и иностранной валюте вырастет на 7–10%.
Специалисты РАНХиГС и Института им. Гайдара в апрельском выпуске «Мониторинга экономической ситуации» сообщали, что «объемы кредитования крупного бизнеса уже заметно превзошли докризисный максимум 2014 года; в то же время максимальные объемы рынка кредитования среднего и малого бизнеса еще не достигнуты».
Ощутимый, казалось бы, рост кредитования экономики не приводит к сопоставимому увеличению ВВП. По последним данным Росстата, в 2017-м рост ВВП РФ составлял 1,6%, в 2018-м – 2,3%. Эксперты обычно обращают внимание на то, что не стоит ждать от выданных предприятиям кредитов мгновенного результата, нужно учитывать временной лаг.
Однако, судя по прогнозам Минэкономразвития, в будущем, несмотря на отложенный эффект кредитования, экономический бум тоже не ожидается. Так, в 2019-м рост ВВП составит около 1,3%. В 2020-м ВВП РФ увеличится на 2%. С 2021 года экономика будет расти примерно на 3% в год.
Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина и сама признавала, что кредитование экономики растет опережающими увеличение ВВП темпами. «Это означает, что кредиты поддерживают рост во многих секторах», – поясняла она летом прошлого года, выступая в Госдуме. «В целом по нашей оценке кредитование растет темпами, соответствующими восстановлению экономики», – уверяла Набиуллина.
Но опрошенные «НГ» эксперты считают такую ситуацию признаком нарастающих проблем, а не посткризисного восстановления. Они перечислили причины, не дающие заемным средствам трансформироваться в инвестиционный ресурс.
Как отмечает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев, в современной экономике кредитование – нередко основной источник ресурсов для бизнеса. Российская экономика не исключение, однако есть и отличие от других стран – это, как говорит Коренев, «крайне низкая эффективность использования средств, в том числе заемных». «У нас мало предприятий, способных производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Основная часть экономики направлена на экспорт ресурсов, – уточняет эксперт. – И тут кредитование не приводит к пропорциональному росту ВВП, так как доходы от продажи ископаемых в основном зависят от внешних и слабо прогнозируемых факторов».
«У нас не происходит целевого финансирования по проектам, которые дают отдачу», – считает профессор РАНХиГС Юрий Юденков. По его словам, полученные кредиты идут на поддержку существующего оборудования и замену выбывающих фондов. При этом оборудование может из года в год дорожать. Если же оно закупается за рубежом, то на его стоимости сказываются курсовые колебания. Хорошо, что ВВП хотя бы не падает, замечает экономист. По его словам, при таких темпах кредитования «не будет никакого рывка», это называется по-другому – «прожить бы».
«Банки в основном выдают краткосрочные кредиты (до года). Соответственно эти средства направляются на обеспечение текущей деятельности, а не на новые инвестиционные проекты», – соглашается Ирина Велиева.
Есть и другие объяснения, почему рост кредитования не коррелирует с ростом экономики. «Кредитование бизнеса растет за счет госкомпаний, крупных корпораций. Становится все популярнее кредитование под госзакупки, под тендеры, и, хотя оно может носить краткосрочный характер, все равно учитывается в статистике. Деньги берутся, например, ненадолго, в обеспечение заявки, а потом сразу возвращаются», – говорит директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
«Причина более медленного по сравнению с кредитованием роста экономики кроется в жесткой бюджетной политике, – полагает старший консультант компании «БКС Брокер» Максим Ковязин. – Правительство предпочитает меньше тратить (вспомним бюджетное правило. – «НГ»), придумывает новые способы пополнения бюджета, увеличивая нагрузку на бизнес и население: повышение налогов, акцизов, сборов».
«Доступные кредиты не единственный фактор роста. Прозрачная и посильная система налогообложения, отсутствие постоянных проверок силовых структур дадут скорейший рост», – поясняет член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова. Чтобы кредиты заработали, нужна благоприятная инвестиционная среда.
«Кредитование в России сейчас не ключевой, не определяющий фактор экономического роста. Проблема состоит в высоком уровне неопределенности, из-за которого экономическим агентам (предприятиям) сложно формировать долгосрочные ожидания и закладываться на рост бизнеса в долгосрочной перспективе», – подтверждает Велиева. Версию же о том, что бизнес сейчас берет новые кредиты для погашения старых, эксперты не поддержали.
комментарии(0)