В среднем россияне тратят на культурный досуг значительно меньше, чем европейцы. Фото агентства «Москва»
На стартовавшей Апрельской конференции Высшей школы экономики (ВШЭ) ученые расскажут о потребительских стратегиях и расходах россиян. Судя по обнародованным материалам, выводы неутешительные. От 30 до 40% в семейных бюджетах тратятся на еду. Почти у 70% населения имеются сложности с приобретением товаров длительного пользования. За последние 12 лет россияне нарастили расходы на культуру и отдых, но по доле таких трат все еще отстают от европейцев. Медицинские обследования, дополнительное образование остаются роскошью. В итоге большая часть страны находится в режиме выживания, а не развития.
Одной из важных тем начавшейся в Москве ХХ Апрельской международной научной конференции станет тема расходов и потребительских стратегий россиян. Об этом расскажут исследователи из ВШЭ, МГУ, РАНХиГС. Материалы выступлений уже опубликованы на официальном сайте конференции. Возможно, ситуацию с доходами и расходами населения упомянет и глава Минтруда Максим Топилин, который, судя по программе, во вторник примет участие в пленарном заседании под названием «Национальные цели социального развития: вызовы и решения».
Как показывают исследования, население РФ в основном находится в режиме выживания. «За последние четверть века население России сильно трансформировало структуру потребления. В 1990-е она сдвинулась к модели выживания с резким увеличением доли продуктов питания. К концу периода экономического роста нулевых годов начался переход от модели выживания к модели развития со снижением доли расходов на продукты питания.
После кризиса 2009-го этот сдвиг замедлился, а с началом нового кризиса 2014–2017 годов происходит обратный процесс роста доли расходов на продукты питания», – сообщают, в частности, профессор МГУ Наталья Зубаревич и доцент МГУ Сергей Сафронов (доклад «Расходы на продукты питания в структуре расходов населения регионов России как индикатор уровня жизни и модернизации потребления»).
Они уточняют, что в период 2015–2017 годов в большинстве регионов страны доля затрат на продукты питания в потребительских расходах составляла от 30 до 40%. Речь идет о 63 регионах. Уже несколько лет мы имеем негативную тенденцию. Потому что и в середине нулевых, и в начале 2010-х были более благоприятные, чем сейчас, периоды: когда только в 44 регионах страны жители тратили на еду от 30 до 40% своих расходов, и в очень немногих регионах продуктовые траты превышали этот порог.
Населению помимо удовлетворения базовых потребностей в еде и безопасности нужны также возможности для саморазвития. Фото агентства «Москва» |
При этом многие исследователи уточняют, что помимо еды другая ключевая статья расходов у населения – различные обязательные платежи.
Старший научный сотрудник лаборатории Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов приводит в своем докладе («Потребительские стратегии в «новой реальности» второй половины 2010-х годов: возможности и риски для населения») основанную на результатах репрезентативных соцопросов классификацию населения РФ по критерию потребительского благополучия.
Выделяются шесть групп. Первая – «зона застойной бедности»: «Группа респондентов, доходы которых не позволяют приобретать более чем необходимый набор базовых продуктов питания». При этом граждане не видят перспектив повышения своего материального статуса. В этой группе на октябрь 2018 года находились 18% граждан.
Вторая – «зона потребительской надежды»: речь идет о людях, которые тоже не могут себе позволить приобретать более чем необходимый набор базовых продуктов питания. Однако они видят перспективы для улучшения своего положения, повышения доходов. В этой группе 4% граждан.
Третья зона – «зона потребительского риска»: «Текущие доходы позволяют обеспечить нормальное питание и комплекты повседневной одежды, но покупка предметов длительного пользования вызывает крайние сложности. Перспективы повышения материального статуса при этом отсутствуют». Сюда входят почти 36% граждан.
Четвертая – «зона перспектив»: все то же самое, что в третьей зоне, однако люди ожидают повышения уровня материальной обеспеченности. В этой группе около 10% граждан.
Пятая – «зона неустойчивой стабильности»: «Имеется возможность приобретения товаров длительного пользования, но предполагается снижение материального статуса в ближайшем будущем». В ней около 4% граждан.
Наконец, шестая – «зона относительного потребительского комфорта»: «Имеется возможность приобретения товаров длительного пользования, и не предполагается снижения уровня жизни». Сюда входят 28% граждан.
Выяснилось, что те или иные сложности с приобретением товаров длительного пользования испытывают все, кто входит в первые четыре группы: это около 70% граждан.
«Значимой проблемой также представляется суженное воспроизводство человеческого потенциала. Даже при возможности оплачивать услуги, воспринимаемые необходимыми (поступление в вуз, лечение заболеваний в их острой фазе), массовые группы населения по-прежнему не могут оплатить переквалификацию, дополнительное образование, скрининг (обследование) здоровья, активное проведение отпуска и т.п.», – добавляет Логинов.
Исследователи из ВШЭ анализируют ситуацию с расходами на культуру и отдых. «За 12 лет (с 2004 по 2017 год) расходы российских семей на организацию досуга и культурные мероприятия увеличились в номинальном выражении в 5,1 раза, а в реальном – в 1,8 раза, – приводит портал IQ. hse.ru данные из доклада «Экономика впечатлений: анализ динамики расходов домашних хозяйств на культуру и организацию отдыха в России». – Доля этих трат в общих расходах семейных бюджетов возросла с 5,9 до 6,4%, реагируя на изменение уровня благосостояния граждан».
На своем пике (с долей 7,4%) подобные расходы находились в 2008 году. Затем последовали обвал, восстановление и новый обвал.
«В сравнении с государствами Евросоюза российская доля расходов граждан на культуру и отдых невысока», – отмечают исследователи. Так, в Великобритании она составляет около 11%, в Австрии – 10%, в Германии – 9%. Хотя отдельные регионы России все же приближаются к европейским значениям: например, это две столицы, Московская, Ленинградская, Ярославская, Свердловская, Белгородская области, Хабаровский край.
Среди главных достижений новейшей России часто упоминаются ощутимое по сравнению с 90-ми годами сокращение уровня бедности, продовольственное разнообразие и относительная безопасность. Это действительно шаг вперед.
Однако удовлетворения одних потребностей населения в еде и безопасности для полноценного развития недостаточно. Потому что есть потребности высшего порядка. Необходим доступ к образованию, культурным ценностям, необходимы возможности для самовыражения и профессионального самосовершенствования, для улучшения своего материального положения и социального статуса, для полноценного лечения и отдыха и т.д. И со всем этим, как показывают исследования, у многих жителей страны до сих пор возникают проблемы.
комментарии(0)