0
9405
Газета Экономика Печатная версия

08.04.2019 19:55:00

Кто поплывет на веслах в налоговую инспекцию

Почему всполошились байдарочники

Тэги: госдума, налоговый кодекс, маломерные лодки, транспортный налог, минфин


госдума, налоговый кодекс, маломерные лодки, транспортный налог, минфин Накануне открытия летнего сезона Госдума преподнесла рыбакам неприятный сюрприз. Фото агентства «Москва»

Обещания властей не менять ничего в налоговом законодательстве прочно забыты: не успел Минфин предложить перенос некоторых сборов в налоги, как новая напасть – в Госдуме прошли третье, окончательное чтение поправки в Налоговый кодекс, одна из которых вызвала мощный негативный резонанс в СМИ и соцсетях: раздражение накануне открытия навигации и рыболовного сезона вызвала информация о введении налога на весельные и маломощные моторные лодки.

Совет Федерации деолжен рассмотреть принятые накануне Госдумой в третьем, окончательном чтении поправки в Налоговый кодекс, большинство из которых выглядят как значительно облегчающие жизнь налогоплательщиков. Например, закон дает компаниям возможности получать налоговый вычет при экспорте услуг, так же как это происходит сейчас с экспортом товаров. 

Упрощается администрирование транспортного и земельного налогов для компаний, налог на доходы индивидуальных предпринимателей будут рассчитывать исходя из фактических доходов вместо авансовых платежей. Документ инициировала группа депутатов Госдумы во главе с председателем комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым.

Глава правительства Дмитрий Медведев обещал, что в России в ближайшие шесть лет налоги корректироваться не будут. Однако 2019 год начался с увеличенным НДС, на прошлой неделе вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов презентовал преобразование шести сборов, в том числе курортного, в налоговые платежи.

Однако бурную реакцию в СМИ и соцсетях, особенно в сообществах рыболовов-любителей, вызвала новость о том, что отныне транспортный налог будут уплачивать обладатели весельных и моторных лодок с двигателем мощностью менее пяти лошадиных сил (л.с.). «Эти лодки не сделают огромный плюс в бюджете. Это просто очередная форма глумления над народом», –  цитирует агентство REGNUM рыбака с полувековым стажем  из Хабаровского края. «Интересно, как государство будет учитывать массу подобных лодок и катеров, используемых населением в глухих сельских районах с развитой речной или озерной сетью коммуникаций?» – задается вопросом владелец моторной лодки Александр из Приморья.

«Очевидно, что облагаться налогом могут только зарегистрированные транспортные средства, только так налог можно собирать. То, что не зарегистрировано, обложить невозможно. Следовательно, речь может идти только о маломерных судах, подлежащих регистрации», – пояснил «НГ» эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.

В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ не подлежат государственной регистрации плавучие средства массой до 200 кг и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт (9,9 лошадиных сил). «Соответственно остальные маломерные суда подлежат регистрации в Реестре маломерных судов, который ведет Государственная инспекция маломерных судов МЧС (ГИМС), им присваивается государственный номер. Теперь их предлагается облагать наравне с прочими зарегистрированными транспортными средствами. Если ваша байдарка не подпадает под необходимость регистрации, то не подпадает и под налогообложение», – поясняет Калачев. – Налоговый кодекс до сих пор делал исключение для маломерных судов. В ст. 358 НК РФ «Объект налогообложения» оговаривалось: 2. Не являются объектом налогообложения: 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил. Теперь это исключение отменяется».

По мнению эксперта, если не разработают специальных ставок, то будет применена норма статьи 361 Налогового кодекса, в соответствии с которой «другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей», облагаются с единицы транспортного средства по ставке 200 руб. в год.

«Транспортный налог – это региональный налог, – продолжает Калачев. – В ГИМС зарегистрировано порядка 1,5–2 млн маломерных судов. Следовательно, общее количество сборов увеличится на сумму от 300 до 400 млн руб. в год. Не сказать чтобы это была внушительная сумма. Причина введения этих сборов очевидна – Минфин всеми силами расширяет налогооблагаемую базу. Если его действия ограничены обещаниями правительства не повышать налоги и не вводить новых, то ищутся лазейки, чтобы распространить действующие налоги на новые категории налогоплательщиков».

«Ужесточение в налогообложении маломерных маломощных лодок вызывает недоумение и раздражение, – сказал «НГ» председатель совета  Питерского клуба рыбаков Николай Кириллов. – Во-первых, потому что во всем мире наблюдается обратная тенденция – к сокращению бюрократических препятствий по использованию моторов мощностью до 20 л.с.  У нас налог взимается сейчас  с судов, зарегистрированных в ГИМС МЧС, а регистрации подлежат суда общим весом свыше 200 кг либо с моторами свыше 9,9 л.с. Так что ужесточение налицо. Раздражение эта мера вызывает еще и потому, что государство увеличивает налоговую нагрузку на владельцев маломерных судов, при этом непонятно, за какую такую услугу. Речь идет о налогообложении транспортных средств, но ведь власти не несут каких-то дополнительных затрат на обустройство водоемов, инфраструктура (указатели фарватеров, например) создается для коммерческих, крупнотоннажных судов.  Кроме того, в использовании лодок есть ярко выраженная сезонность, которая четко ограничена не только ледовой обстановкой, но и постановлениями региональных властей о начале и завершении  навигации, которая таким образом, в нашем регионе например, продолжается 4–5 месяцев, а налог берут за весь год».

По версии эксперта, одной из причин ужесточения налогообложения могла стать неупорядоченность с зарегистрированными ранее судами. «Часто работники МЧС при проверке обнаруживают, что лодка идет под очень распространенным мотором мощностью 9,8 л.с., а регистрировали ее с другим движком. Призывы к перерегистрации не срабатывали,  теперь к этому могут подвигнуть новые налоги», – говорит Кириллов.

В Минфине считают, что рыбаки неправильно поняли поправку, которая носит чисто технический характер. «Весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью менее 5 л.с. не будут облагаться транспортным налогом. Такие изменения в законодательство не вносились. По закону налогом облагается только зарегистрированный транспорт, а весельные и моторные лодки с двигателем мощностью менее 5 л.с. регистрации не подлежат, поэтому обязанности уплачивать с них налог возникнуть не может. Суть вносимых изменений в Налоговый кодекс носит чисто технический характер. Этот вид транспорта как раз предлагается исключить из главы о транспортном налоге Налогового кодекса, так как он не подпадает под ее действие, чтобы привести положения в различных отраслях законодательства в соответствие друг с другом», – сообщили «НГ» в ведомстве.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

Страна проходит через кризис доверия к денежной политике руководства Центробанка

0
2039
Нужна ли России многопартийность

Нужна ли России многопартийность

В актуальной ситуации возможность репрезентации социальных запросов снизилась

0
1481
Партия Миронова хочет хорошую роль в политическом сценарии

Партия Миронова хочет хорошую роль в политическом сценарии

Дарья Гармоненко

В будущем парламенте предполагается сохранить пять фракций при монополии одной

0
1590
Госдуме указали на действующую ошибку в законе 2018 года

Госдуме указали на действующую ошибку в законе 2018 года

Екатерина Трифонова

Депутат Авксентьева предлагает удешевить процедуру сплошной подачи кассационных жалоб

0
1887

Другие новости