Дмитрий Козак обещает стабильные цены на бензин до июля. Фото РИА Новости |
Средние цены на топливо на АЗС Москвы остаются почти без движения вторую неделю подряд, самый распространенный Аи-92 держится на уровне 42,35 руб. за литр, только Аи-95 в среднем подорожал на 1 коп., свидетельствуют данные Московской топливной ассоциации (МТА).
Вице-премьер Дмитрий Козак в интервью телеканалу «Россия 24» в рамках Красноярского экономического форума заявлял, что никаких предпосылок к росту цен пока нет, что для автомобилистов по всей стране наступает сезон повышенного спроса на топливо, в связи с чем властям следует перестраховаться еще на один квартал.
Речь о продлении соглашения с нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин, которое действовало до конца марта. В понедельник ТАСС сообщил, что цены на бензин и дизельное топливо в мелком опте останутся фиксированными еще на протяжении трех месяцев, начиная с 1 апреля, в соответствии с принятым на прошлой неделе правительством решением о продлении договоренности с нефтяниками.
А предпосылки к росту между тем есть, и вокруг застывшей, как в центре тайфуна, стрелки ценового барометра бушуют страсти. Во-первых, нефтяников очень волнует волатильность на рынке черного золота. В том смысле, что, как сообщается в материалах, опубликованных на сайте Минфина в понедельник, средняя цена нефти марки Urals в марте 2019 года выросла на 3,34% по сравнению с февралем, до 65,98 долл. за баррель. Ранее Минфин сообщал, что по итогам всего 2018 года цена выросла на 32% – до 70 долл. Самое время получать прибыль от экспорта, но в рамках ноябрьского соглашения компании должны на 3% увеличить поставки на внутренний рынок. И эта коллизия несет им убыток, а обещанные меры по возмещению из бюджета недополученной на внешних рынках прибыли также не срабатывают.
Глава «Газпром нефти» Александр Дюков в открытую раскритиковал правительство. По его словам, соглашение и демпфирующий механизм (названный им неэффективным) заставили производителей «залить» рынок, в результате чего нефтеперерабатывающие предприятия получили убытки, а производство бензинов стало нерентабельным. Механизм критиковали и в ЛУКОЙЛе. Впрочем, глава компании «Роснефть» Игорь Сечин на встрече с президентом Владимиром Путиным в понедельник на вопрос «Как у вас складывается работа с правительством, имея в виду налоговый маневр, повышение НДПИ и соответственно так называемый обратный акциз? Этот механизм работает?» отвечал, что «мы работаем с правительством по этой проблематике. Министерство финансов ищет источники для реализации этого возврата, так называемого демпфирующего коэффициента. Мы продолжаем над этим работу. Но цены сдерживаем, повышение допускаем только в районе повышения НДС, примерно на 1,7–2%».
Ранее СМИ сообщали, что правительство, чтобы оплатить нефтяникам компенсации за поставки моторного топлива на внутренний рынок (речь о 190 млрд руб.), в качестве одного из вариантов рассматривает возможность использования средств Фонда национального благосостояния. Правительственные чиновники понимают, что созданная система оказалась неработоспособной, и обещают, что за три месяца передышки выработают новую – с «мягким» лицензированием экспорта. Обещают, что оно не будет предусматривать никаких искусственных ограничений на вывоз нефти и нефтепродуктов, но будет подразумевать обязательства экспортеров по поставкам на внутренний рынок. То есть, по сути, реформа за 30 лет сделала круг, вернувшись к идее 1990-х годов, правда тогда вводились «балансовые задания» на нефть: ее вывоз запрещали, пока компания-экспортер не поставит определенное количество на внутренний рынок. И, конечно, новая система недалеко уйдет от старой, ведь выдача разрешений опять будет предполагать «ручное управление», а нарушения будут караться не заградительными пошлинами, которыми власти пугают нефтепереработчиков сейчас, а отзывом лицензии.
Нефтепереработчики уже успели озвучить свое недовольство и новой системой. К тому же ее необходимо еще согласовать со странами ЕАЭС, и российские чиновники надеются успеть сделать это к июлю. А если не успеют, то можно будет опять продлить соглашение.
На заправках РФ пока наблюдается ценовой штиль. Фото Reuters |
Управляющий партнер компании «2К» Тамара Касьянова полагает, что действующее соглашение не будет продлеваться бесконечно, но не исключает, что «подержать заморозку» могут еще какое-то время. «Она позволяет остановить рост цен и народное недовольство», – поясняет Касьянова. Впрочем, эксперт не исключает, что уже осенью ситуация изменится. «Правительство хочет уйти от ручного управления и будет пытаться это делать. Насколько успешно – увидим», – говорит эксперт.
«Под вариантом мягкого лицензирования, вероятно, понимается введение обязательства поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, – говорит Юшков. – Правительство считает, что если заполнить внутренний рынок, то не возникнет роста цен. Но рост цен в 2018 году происходил не из-за дефицита, а из-за повышения себестоимости нефти для НПЗ. В предыдущие годы цены сдерживались из-за выборов президента. Но потом к этому добавился и рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). На цены влияет и возросший акциз. Поэтому даже введение мягкого механизма лицензирования не позволит отказаться от ручного регулирования рынка нефтепродуктов. Рыночная система может заработать (при учете сохранения цен), только если государство будет регулировать собственные изъятия из отрасли: хотите низкие цены на нефтепродукты, снижайте НДПИ и акцизы».
Эксперты недоумевают, как, вероятно, и большинство наблюдателей, почему так долго этот рынок не может прийти в равновесное положение.
«Как и во всей экономике в российской нефтяной отрасли не прекращаются реформы. Каждая новая мера тянет за собой следующую: налоговый маневр повлек за собой необходимость сдерживания цены на нефтепродукты, в итоге мы получили соглашение компаний с правительством и демпфирующую надбавку. Дальше наверняка будут обязательства по объемам поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и т.д. Но перманентные реформы не всегда связаны с каким-то фанатизмом российского руководства. Зачастую они обусловлены внешними изменениями. Планы повышения акцизов появились в период падения цен на нефть в 2014-2015 годах, когда государству нужны были дополнительные поступления в бюджет», – говорит Юшков.
«То, что за 30 лет реформ так и не выработан рыночный механизм регулирования внутренних цен на топливо, который устраивал бы и потребителей, и производителей, удивляет очень многих. Но существует неразрешимый конфликт между бесперспективно низкими доходами населения и необходимостью рыночного ценообразования, – говорит Касьянова. – Учитывая слабую российскую экономику и высокий уровень инфляции, цены на бензин должны естественным образом расти, и расти довольно заметно. На этот процесс влияет и динамика мировых цен на нефть. Но если у нас повышение за год на 5 руб. (со сдерживанием!) ударяет по малообеспеченным слоям населения, то, например, в Германии, свободный рост на 0,056 евро (около 4 руб.) оказывается менее чувствительным и не вызывает народного возмущения, поскольку экономика в стране развита хорошо и люди живут более обеспеченно».
комментарии(0)