Фото с сайта www.rzdstroy.ru
Сегодня Счетная палата опубликовала в своем ежемесячном бюллетене «Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию инвестиционного проекта с государственным участием «Развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования на участке Междуреченск – Тайшет» в 2016-2017 годах и истекшем периоде 2018 года». Аудиторы пришли к выводу, что РЖД, реализуя проект, допустили неэффективное использование бюджетных средств и организовали работы на низком уровне.
Проект призван обеспечить увеличение пропускных способностей магистрали – это необходимо для экономического развития Хакасии, Кузбасса, юга Красноярского края и освоения угольных месторождений Тывы. Он реализуется еще с 2010 года, но госкомпания никак не может его завершить. Зато, по наблюдениям Счетной палаты, она получила немалые проценты с выделенных из бюджета средств, охотно финансирует работы, ведущиеся без разрешения и по завышенной стоимости, и выдает необоснованные авансы подрядчикам.
Общая стоимость проекта составляет 45,6 млрд руб., из которых 35,7 млрд руб. – средства федерального бюджета, 9,9 млрд руб. – средства РЖД, напомнили аудиторы. Государство в лице Росжелдора еще в 2015 году полностью выполнило все свои финансовые обязательства. «Однако по причине низкого уровня организации работ, в том числе отсутствия проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в установленном порядке, срок ввода в эксплуатацию 13 из 22 объектов, входящих в состав проекта, продлен с 2016 до 2020 года. Техническая готовность 8 объектов составляет менее 50%. По 3 объектам работы еще не начинались», – сообщили в Счетной палате.
Между тем, как выяснили в ведомстве, РЖД получили доход от размещения бюджетных инвестиций на счетах кредитных организаций. Так, 30 мая 2014 года госкомпания разместила в одном из банков депозит на сумму 12,5 млрд руб. Доход от процентов – 2,4 млрд руб. – РЖД израсходовали на свою хозяйственную деятельность.
Паспорт инфраструктурного проекта неоднократно переутверждался: снижены значения качественных показателей, исключен один объект инвестиций стоимостью 110 млн руб., но при этом общая стоимость проекта уменьшена не была, констатировали в Счетной палате. Кроме того, РЖД путем применения индексов-дефляторов, не соответствующих показателям прогноза социально-экономического развития РФ, допустили завышение стоимости договоров подряда на строительство объектов инфраструктурного проекта на общую сумму 89,8 млн руб. Это, по мнению Счетной палаты, влечет риски неэффективного использования средств федерального бюджета на указанную сумму.
Более того, компания финансировала строительство на ряде объектов, которое велось без разрешения. «Проверка показала, что финансирование работ по строительству и реконструкции в проверяемом периоде при отсутствии проектной и сметной документаций, прошедших государственную экспертизу в установленном порядке, влечет риски дополнительных расходов федерального бюджета», – подчеркнули в Счетной палате. Стоимость договоров подряда по строительству ряда объектов превысила оценку, сделанную государственной экспертизой, на общую сумму 478,2 млн руб. Аналогичное превышение на сотни миллионов рублей допущено и по поставкам оборудования. Кроме того, РЖД допустили расходование средств на проведение авторского надзора по ряду объектов, в том время как эти расходы были исключены из сметы в ходе проведения государственной экспертизы, что опять-таки повлекло неэффективное использование средств федерального бюджета.
«Необоснованное авансирование подрядчиков по договорам подряда, работы по которым в 2018 году практически не велись, повлекло рост дебиторской задолженности на 1,1 млрд руб., или в 2,3 раза. На дату завершения проверки объем дебиторской задолженности составил 1,9 млрд руб., 84% которой составляют бюджетные инвестиции (1,6 млрд руб.)», – говорится в отчете Счетной палаты.
Аудиторы сделали единственно возможный вывод – за реализацией проекта (то есть, по сути, за тем, как его выполняет РЖД) нужен усиленный контроль: нужно тщательнее следить за определением стоимости работ и оборудования и эффективностью организации работ, а также прекратить практику осуществления капитальных вложений без наличия положительных заключений государственной экспертизы.
комментарии(0)