Чиновники надеются отучить молодых от крепкого алкоголя. Фото PhotoXPress.ru
Минздрав подготовил законодательный запрет на продажу алкоголя крепче 16,5 градуса лицам младше 21 года. Но многие региональные чиновники и общественники добиваются полного запрета на продажу любого алкоголя. Аргументы сторонников новой антиалкогольной кампании самые противоречивые: одни ведомства отчитываются о растущей смертности из-за крепких напитков, а другие – о ее снижении. Одни чиновники рассказывают о снижении потребления алкоголя, другие – о росте продаж спиртосодержащей продукции. Новые запреты могут увеличить рыночную долю контрафактного алкоголя и даже увеличить потребление крепких напитков у молодежи, предупреждают эксперты.
Законопроект о частичном запрете продаж крепкого алкоголя молодежи опубликован без какого-либо обоснования и даже без пояснительной записки. А сам текст проекта фактически состоит из одного предложения: «Предлагаемые законопроектом изменения позволят внедрить запрет продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5 процента объема лицам, не достигшим возраста 21 года». Как ожидается, в случае принятия законопроект вступит в силу в январе следующего года.
Напомним, сейчас разрешено продавать алкоголь лицам старше 18 лет, то есть совершеннолетним. А новация Минздрава предполагает запрет на продажу гражданам моложе 21 года водки, бренди, настоек, виски или портвейнов. При этом пиво, вина, некоторые ликеры и вермуты по замыслу Минздрава остаются доступны для молодежи.
По данным Минздрава, более половины регионов РФ одобряет запрет на продажу алкоголя лицам до 21 года. Об этом в ходе общественных слушаний в Общественной палате РФ рассказал замминистра здравоохранения РФ Олег Салагай. Он также отметил, что антиалкогольная инициатива является одной из самых широко поддерживаемых населением. «Социологические опросы... показывают очень высокую поддержку – порядка 70% населения поддерживают увеличение возраста продажи», – добавил он.
По данным ВЦИОМа, 80% россиян одобряют идею повышения возраста продажи алкоголя в России. Что самое удивительное, опрос, проводимый ВЦИОМом в ноябре прошлого года совместно с проектом «Трезвая Россия», дал результат в 78% поддерживающих повышение «алкогольного ценза», тогда как сентябрьский опрос того же ВЦИОМа на схожую тему дал результат в 58% поддерживающих повышение норм продажи алкоголя молодежи.
В ведомстве Вероники Скворцовой ратуют за повышение возраста продажи алкоголя как способа сократить общее потребление спирта в стране и тем самым сократить и смертность от излишнего потребления алкогольной продукции. «Научно доказано, что раннее начало потребления алкоголя увеличивает и формы рискованного потребления, и вероятность последующих заболеваний алкоголизмом, и в целом потребление увеличивает», – подчеркнул замминистра.
Около 70% смертей мужчин трудоспособного возраста связано с алкоголем, рассказывала глава Минздрава Вероника Скворцова. В итоге смертность мужчин трудоспособного возраста в стране в 3,5 раза превышает количество смертей у женщин трудоспособного возраста.
В Минздраве РФ отмечают, что в 2018 году предварительный показатель смертности среди мужчин составил 720 смертей на 100 тыс. человек, среди женщин – 208 на 100 тыс.
При этом исследования показывают, что в целом потребление спиртосодержащей продукции в стране снижается. Так, по статистике Роспотребнадзора, в период с 2009 по 2017 год среднедушевое потребление алкоголя в РФ снизилось почти в 1,5 раза – с 15 до 10 л на человека в год.
Сократилась и заболеваемость от зеленого змия. На 30% сократилось число случаев острых отравлений алкогольной и спиртосодержащей продукцией, на 37% – количество больных, взятых под диспансерное наблюдение с впервые в жизни установленным диагнозом «алкоголизм». На 24% уменьшилась численность больных алкоголизмом, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях, следовало из данных. Всего же, по оценке Роспотребнадзора и Минздрава РФ, алкоголизмом в РФ больны около 5 млн человек.
Прямо противоположные данные приводили в медицинском журнале Lancet. Там было опубликовано исследование об уровне смертности населения в мире из-за проблем с алкоголем. В РФ из-за злоупотребления спиртными напитками только в 2016 году умерли 43 тыс. женщин и 180 тыс. мужчин. Для сравнения, в США, где численность населения в 2 раза выше российской, от спиртного скончались в 2 раза меньше. Примечательно, что по уровню алкогольной смертности в расчете на 100 тыс. в России в возрасте 15–49 лет приходится 118,4 смерти из-за алкоголя (см. «НГ» от 05.09.18). Впрочем, ужасающие выводы иностранцев в разы ниже статистики Минздрава.
Уровень потребления алкоголя в России за последние 12 лет снизился на 40%, рассказывал глава Росалкогольрегулирования Игорь Алешин. К такому выводу приходили и во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Там сообщали, что уровень потребления алкоголя в России в 2016 году достиг своего минимума за 27 лет – 11,1 л спирта на человека в год. А еще в 1991-м показатель составлял 12,2 л в год, а уже в 2006 году увеличился до 17,1 л.
Вместе с тем официальные продажи алкоголя в рознице, наоборот, растут. Так, объем розничной продажи алкогольной продукции (без пива, напитков, изготовляемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи) в январе–июне 2018 года составил 98,3 млн дкл, что на 11,4% больше, чем годом ранее, сообщали в Национальном союзе защиты прав потребителей. По данным же Росстата, по итогам 2018 года в РФ было продано алкогольных напитков (в абсолютном алкоголе) на 91,5 млн дкл. Пальму первенства держит пиво – его доля в продажах составила почти 43%. Для сравнения, доля водки и ликеров чуть ниже – около 35%.
Несмотря на то что статистика потребления алкоголя в стране и смертность от него выглядит довольно противоречиво, общественники ратуют за полный запрет для молодежи продажи алкоголя. К примеру, по словам руководителя проекта «Трезвая Россия» Султана Хамзаева, запрет на продажу алкогольной продукции гражданам младше 21 года должен распространяться не только на крепкий алкоголь. «Я считаю, что мы должны идти по тому принципу, как это сделал сегодня весь прогрессивный мир: до 21 года весь алкоголь запрещен», – сказал он на общественных слушаниях законопроекта.
Заметим, среди «прогрессивного мира» сегодня: Казахстан, США, Фиджи, с некоторыми оговорками Египет и Пакистан. При этом некоторые страны, занимающиеся виноделием и пивоварением, разрешают продажу и употребление алкоголя лицам начиная с 16 лет. В большинстве же государств по-прежнему действует «алкогольный ценз» на уровне 18 лет.
Удивительно и то, что пока государство не придерживается единообразия в антиалкогольной политике. С одной стороны, мы видим предложения о частичном ограничении продажи спиртных напитков, с другой – требования лоббистов разрешить продажи алкоголя на автозаправках.
По мнению экспертов, запрет на продажу алкоголя выше 16,5 градусов вряд ли скажется на общем объеме продаж. «Скорее, стоит рассчитывать на перераспределение рынка в пользу менее крепких алкогольных напитков. Основным бенефициаром станут производители вина низкой и средней ценовой категории, а негативный эффект в наибольшей степени затронет производителей водки», – не исключает аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
Не исключено, что новшество будет стимулировать рост теневого сектора за счет больших объемов продаж фальсификата, контрабанды и произведенных кустарным способом напитков, что вряд ли положительно скажется на здоровье молодежи, которую вроде бы законопроектом предлагается защитить, отмечает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. Эксперт напоминает, что, по данным Euromonitor International, на долю нелегального алкоголя в России приходится 28,5% потребления. «И с каждым годом этот теневой рынок растет», – продолжает он.
Достоверных цифр возможных финансовых потерь производителей и ретейла от запрета реализации алкогольной продукции лицам, не достигшим 21 года, практически нигде нет, говорит аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. «Так что потенциальные потери производителей и реализаторов алкогольной продукции можно оценить только очень приблизительно. Если учесть, что какая-то часть молодежи все равно найдет ухищрения купить спиртное, то вряд ли снижение объемов продаж будет более, чем на 2–3%, а может быть, и менее», – считает он.
Никаких потерь от предложения Минздрава отрасль не понесет, полагает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. «Скорее наоборот. Если сейчас молодежь в целом мало потребляет крепких алкогольных напитков, предпочитая пиво и вино, то в случае утверждения законопроекта назло Минздраву они будут переходить на крепкий алкоголь. То есть мы получим обратный психологический эффект», – уверен эксперт.
Он сомневается, что законопроект вообще будет принят. Все предыдущие попытки ограничить продажу алкоголя молодежи не увенчались успехом, напоминает Дробиз.
комментарии(0)