Государственные инфраструктурные проекты пока не компенсируют сокращение частных вложений в РФ. Фото РИА Новости
Экономический прорыв, о котором мечтают российские власти, невозможен без роста инвестиций. Именно поэтому президент Владимир Путин повторяет задачу увеличения доли инвестиций с нынешних 20 хотя бы до 25% ВВП. Однако для российской экономики этот ориентир кажется совершенно недостижимым. И инвестиционный рубеж в 25% ВВП скорее всего пополнит список провальных показателей, в который уже попал установленный в новом майском указе фантастический ввод жилья в 120 млн кв м. Препятствия для увеличения инвестиций в РФ подробно описаны в новом докладе независимых экспертов «Инвестиции как источник экономического роста».
За последние семь лет наши чиновники уже расписались в невозможности достичь некоторых целей, которые были ранее зафиксированы в майских указах и некоторых нацпроектах. Так, зафиксированное в новом майском указе требование увеличить ввод жилья до 120 млн кв. м вполне можно отнести в разряд фантастических. Причина в том, что прошлый год стал уже третьим подряд годом падения жилищного строительства. В строй было введено меньше, чем по паспорту соответствующего нацпроекта – всего около 75 млн кв. м. Это почти на 5% меньше, чем было в 2017-м. При этом в 2017-м спад жилищного строительства составлял 1,3%, а в 2016-м – 6%. И ожидать внезапного жилищного прорыва у специалистов сегодня нет никаких оснований.
«По паспорту нацпроекта ввод должен был составить на 31 декабря 2018 года 86 млн кв. м жилья… Мы с вами уже выпадаем на 10–11 млн кв. м жилья. Это серьезный знак со стороны рынка и отрасли. Мы не можем на это не обратить внимания. Эта цифра будет требовать серьезной корректировки», – заявлял на это глава Минстроя Владимир Якушев в конце прошлого года. Более того, тогда он даже сообщил, что «сама цифра 120 млн кв. м жилья, которую мы должны достигнуть к 2024 году, под знаком вопроса» (см. «НГ» от 28.01.19).
Теперь же у многих экономистов вызывает сомнение возможность достичь обозначенной президентом РФ Владимиром Путиным цели по увеличению доли инвестиций до 25% от ВВП. О необходимости выполнения «этой задачи» глава государства еще раз напомнил в ходе своего Послания Федеральному собранию «Мы уже ставили задачу довести инвестиции до 25% от ВВП, а затем и до 27%. Задача, к сожалению, пока не решена, – сказал Путин. – Рассчитываю, что новое правительство совместно с Банком России представит конкретный план действий по этому направлению» (см. «НГ» от 01.03.19).
К слову, о намерении нарастить долю инвестиций в основной капитал до 25% ВВП Владимир Путин заявлял еще в 2011 году. «Нам нужно довести уровень инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году, а затем и до 30%. Это абсолютно реализуемая, решаемая задача», – рассказывал он уже в 2012 году.
В итоге же к 2015 году доля инвестиций в основной капитал к ВВП составила 20%, а к 2018-му – 20,6%, следует из представленного во вторник доклада экономистов компании ФБК Grant Thornton «Инвестиции как источник экономического роста». Эксперты проанализировали динамику инвестиций начиная с 1990 года и пришли к выводу, что лучший показатель по доле вложений к ВВП Россия достигала лишь в 2008 году – тогда он составил 22,3%.
При этом собственно динамика инвестиций в основной капитал также не вызывает у экономистов особого оптимизма. В ФБК считают, что за период 1991–2018 годов темпы роста инвестиций оказались недостаточными для того, чтобы хотя бы достичь значения 1990 года. «К примеру, объем инвестиций в основной капитал в 1998 году в сопоставимых ценах составил всего 21,1% (накопленным итогом) от уровня 1990 года. А объем инвестиций в основной капитал был в 2018 году на 26,4% меньше по сравнению с уровнем 1990 года», – следует из доклада.
И, что примечательно, структура вложений в российскую экономику все больше смещается в сторону добывающего сектора. Так, доля инвестиций в добывающую отрасль на сегодняшний день составляет почти 20%, тогда как еще в 1995 году она составляла 14,2%. «Такая ситуация наглядно отражает тот факт, что сырьевой сектор на протяжении всей новейшей экономической истории был наиболее инвестиционно привлекательным и остается таковым и сейчас, в условиях не самых высоких мировых цен на энергоносители», – делают вывод экономисты. То есть влияние нефтегазодобывающего сектора на российскую экономку только усилилось, слезть с нефтяной иглы не получилось, подчеркивают они.
Для сравнения: вложения в обрабатывающие производства ниже – 14,3%. При этом заметно снизилась доля инвестиций в производстве пищевых продуктов. Напитков и табака – с 3% в 1995 году до 1,8% в 2017-м. Существенно снизилась и доля инвестиций в оборудование. «Если в 1995 году в производство машин и оборудования шло суммарно 1,4% инвестиций, то в 2017-м эта доля составила 1,1%», – сообщают в ФБК, подчеркивая, что такая ситуация отражает проблемы технологического отставания России.
Если смотреть на структуру инвестиций по формам собственности, то можно сделать вывод, что сейчас на рынке превалируют российские инвесторы и частный капитал, делает вывод один из авторов доклада директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В частности, доля частных инвестиций равномерно выросла с 13,4% в 1995 году до 59,7% в 2017 году. Доля государственных вложений за тот же период, наоборот, снизилась – с 31,3 до 14%. В целом эти тенденции характеризуют российскую экономику как экономику с формально относительно невысоким уровнем госучастия в инвестиционной деятельности, считают в ФБК. Другой вопрос, что в России частные компании и частные инвестиции зачастую очень похожи на государственные и эффективно под них маскируются, замечает руководитель Центра исследований экономической политики МГУ Олег Буклемишев.
В ФБК напоминают: по плану властей инвестиции начнут расти ускоренными темпами начиная с 2020 года. По прогнозам Минэкономразвития, в текущем году инвестиции увеличатся на 3,1%, однако уже со следующего года и до 2024-го рост должен составить 7–6%. Масштабное ускорение в итоге приведет к росту экономики РФ выше 3%.
В ФБК, анализируя вводные МЭР, приходят к выводу, что подобный рост вложений в экономику вполне может ускорить рост ВВП и выше 4%. Это не просто ускорит рост, но и позволит решить главную макроэкономическую задачу властей: войти в пятерку крупнейших экономик мира и выйти на темп роста ВВП выше среднемировых.
Даже если мы получим средний ежегодный прирост инвестиций на уровне 3,1%, это приведет к увеличению экономики на 2,5% в год, не исключают исследователи. То есть если даже инвестиционного рывка не будет, но темпы роста инвестиций сохранятся хотя бы на уровне 3,1% в год, Россия также имеет шансы войти в пятерку крупнейших экономик мира, даже не обеспечив темпа роста экономики выше среднемировых, указывают специалисты.
Несмотря на радужные расчеты, эксперты в целом сомневаются в возможности достижения заявленных властями показателей. «Учитывая увеличивающуюся неопределенность экономической ситуации, растущую налоговую нагрузку, непредсказуемость экономической политики, санкционное противостояние, замедление мировой экономики и прочие негативные факторы, более реалистичным представляются данные Международного валютного фонда, согласно которым темпы прироста ВВП России на период до 2024 года не превысят 1,8% в год», – считают в ФБК. При такой динамике России не только не войдет в пятерку крупнейших экономик мира, но и уступит свое нынешнее шестое место Индонезии.
Буклемишев также полагает, что не следует слишком рассчитывать на инвестиционный скачок. Экономист прямо заявляет, что некоторые действия правительства и вовсе мешают росту инвестиций. «К примеру, нынешнее бюджетное правило, зажим денежной массы и прирост зарплат в социальном секторе – все это прямо противоположно росту инвестиций», – подчеркивает он. «И даже если нас и ожидает рост оптимизма в будущем, то рост вложений в этом случае будет происходить в первую очередь за счет собственных средств компаний», – продолжает экономист, напоминая, что заставить частный капитал инвестировать может быть довольно сложно.
На экономический рост влияет не только рост инвестиций, но и такие показатели, как человеческий капитал, уровень технологического прогресса, производительность в экономике и пр., говорит завлабораторией отраслевых рынков Института Гайдара Андрей Каукин.
Эксперты также ставят под сомнение необходимость достижение такого показателя, как доля инвестиций к ВВП. Как отмечает зампредправления ВЭБа Сергей Васильев, есть экономики, которые растут с хорошим темпом и без доли инвестиций к ВВП в 25%. При этом экономист не исключает, что доля инвестиций к ВВП может увеличиться на 1 процентный пункт. Увеличение доли инвестиций до 25% к ВВП – сложно достижимый показатель, соглашается главный экономист Sberbank CIB Антон Струченевский. По мнению экономиста, в данном случае больше важна динамика, чтобы инвестиции росли. В этом смысле, рассуждает Струченевский, ускорять инвестиционный рост способны и вложения в нацпроекты. «Другой вопрос, насколько они будут эффективны», – отмечает он.
комментарии(1)
0
dlz 20:32 19.03.2019
Проблема не только в рядах, но и в самой методологии. Проблема в том, что пенсионные сбережения в нашей стране не относят к графе "инвестиции". Это экономический парадокс, не находящий понимания. Отложенные деньги должны работать. Вместо этого, они исчезают в бездонную дыру бюджета, и правительство прямо заявляет, что пенсионные отчисления не могут быть накопительными по сути.То есть, оно, государство, не может инвестировать, а значит, не следует считать пенсионные отчисления инвестициями.