0
5966
Газета Экономика Печатная версия

18.03.2019 20:17:00

Пекин делает ставку на рост потребления, а Москва – на нацпроекты

Китай объявил борьбу с бедностью, безработицей и налоговым гнетом

Тэги: китай, рф, экономическая политика

On-Line версия Обновлено 19.03.19 в 17:53

китай, рф, экономическая политика Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян озвучил цели экономической политики страны на текущий год. Фото Reuters

Глубокая пропасть между экономической политикой Китая и России стала очевидной, после того как китайские власти специально для россиян перевели на русский язык программный доклад премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна. В РФ власти искусственно сдерживают спрос, повышают налоги, сокращают госрасходы и ввели для населения режим жесткой экономии. В Китае власти проводят прямо противоположную политику. Пекин снижает налоги, увеличивает госрасходы и стимулирует рост потребления. «Цели и задачи у РФ и Китая совершенно разные. Китай надеется стимулировать экономический рост. А РФ ищет средства на реализацию майского указа», – объясняют эксперты.

«ВВП вырос на 6,6%, его общий объем превысил 90 трлн юаней… Количество новых рабочих мест составило 13,61 млн, уровень безработицы... стабильно находился на невысоком уровне – примерно 5%. В нашей стране, насчитывающей около 1,4 млрд человек, была обеспечена сравнительно полная занятость населения», – следует из отчета Ли Кэцяна.

Работа по адресной ликвидации бедности дала результаты: численность малоимущего населения в сельской местности сократилась на 13,86 млн человек. Реконструировано более 6,2 млн квартир в кварталах барачной застройки, перестроено аварийное жилье для 1,9 млн сельских семей. 

В будущем будет укрепляться роль потребления как двигателя экономического развития, говорится в докладе премьера. Так, вклад сферы услуг в экономический рост уже приблизился к 60%.

Продолжала улучшаться и жизнь самого населения. «Среднедушевые располагаемые доходы населения фактически выросли на 6,5%», – замечает Ли Кэцян. Очевидно, на рост доходов повлияла проводимая в Китае политика по снижению налогов. «Наряду с повышением необлагаемого подоходным налогом минимума для физических лиц был введен дополнительный налоговый вычет по шести видам расходов. Кроме того, были снижены ставки НДС, расширены рамки льготного налогообложения для малых и микропредприятий, введена в действие налоговая политика, поощряющая инновационную деятельность и т.д. Это позволило снизить годовую сумму налогов и денежных сборов с предприятий и физических лиц примерно на 1,3 трлн юаней», – сообщают в КНР.

Одна из основных задач работы правительства на текущий год – построение среднезажиточного общества. Для этого Пекин намерен проводить политику по обеспечению занятости населения. «И в нынешнем году эта установка впервые выведена на уровень макроэкономической политики, чтобы привлечь и усилить внимание всех сторон к проблеме занятости», – сообщают китайские официальные лица.

Построение среднезажиточного общества невозможно без ликвидации бедности, признают в Пекине. «Особое внимание должно быть сосредоточено на решении актуальных острых проблем... то есть сделать так, чтобы людей не заботили проблемы еды и одежды, чтобы им были гарантированы обязательное образование, основные медицинские услуги и безопасность жилья», – отмечается в докладе китайского премьера.

Еще одна цель – дальнейшее снижение налогового бремени. При этом снижение подоходного налога для физических лиц в итоге должно отвечать задачам стимулирования роста внутреннего потребления. Для этого власти предлагают расширять меры по «увеличению доходов городского и сельского населения и наращиванию потребительского потенциала», а также «расширять каналы предложения качественных товаров и услуг».

Примечательно, что в то время как китайские власти публикуют целые доклады о том, как стимулировать внутренний спрос, побороть бедность и повысить уровень занятости населения, российские власти как будто и не замечают подобных проблем. Между тем Россия по некоторым показателям выглядит куда хуже Поднебесной.

К примеру, в январе в годовом выражении реальные доходы населения снизились еще на 1,3%. И этот показатель не учитывал единовременную выплату пенсионерам в 2017 году. В целом же за последние пять лет они снизились на 11%. В Минэкономразвития снижение реальных доходов населения связывали в первую очередь с падением доходов у более обеспеченных групп граждан.

На фоне снижения доходов власти тем не менее принимают решение об увеличении налоговой нагрузки. Так, с этого года ставка НДС увеличилась до 20%, стартовала пенсионная реформа.

Дальнейшее снижение доходов происходит на фоне роста расходов. В январе российские домохозяйства установили своего рода антирекорд – они потратили на текущее потребление товаров и услуг на 0,7% больше своих доходов. Частично это может быть связано и с ростом налоговой нагрузки на население, признают эксперты.

Так, в Аналитическом центре при правительстве отмечают, что в структуре личного потребления доля расходов на «продовольствие для домашнего питания» выросла с 28,5% в 2014 году до 30,1% в 2018-м. За тот же период доля расходов на непродовольственные товары снизилась с 40,1% до 36,5%, а на оплату услуг выросла с 26,3% до 28,7%. Снижение доли расходов на непродовольственные товары эксперты связывают с продолжающимся снижением реальных доходов, а рост трат на оплату услуг – с увеличением расходов на обслуживание кредитов и прочих налоговых платежей.

Ставка Китая на внутреннее потребление полностью укладывается в долгосрочную стратегию развитие КНР, признают эксперты «НГ». Это связано как с экономическими, так и политическими причинами. «Новый городской класс будет формировать новые запросы к власти уже среднесрочной перспективе. Китай проводит более правильную экономическую политику и создают стимулы для экономической деятельности всех агентов экономики», – говорит глава люксембургского офиса KRK Group Никита Рябинин, подчеркивая, что результаты экспортной экономики КНР дают ей возможность развиваться за счет созданного огромного внутреннего рынка. Ставка Китая на внутреннее потребление может быть связана не только внутренней и внешней обстановкой последних лет, с нисходящим трендом экономического потребления, но и с опасениями социальных недовольств, которые могли бы проявиться на фоне такой ситуации, не исключает зампредправления «Локо Банка» Андрей Люшин.

Ставка на внутреннее потребление и снижение налогов является естественной реакцией на замедление роста ВВП Китая до минимума за 28 лет и экономическое противостояние с США, считает гендиректор компании «Лазарчук и партнеры» Виталий Лазарчук. «Торговое соглашение между двумя странами в будущем, очевидно, станет только перемирием перед еще более ожесточенной войной, к которой Пекин тщательно готовится, последовательно выстраивая сильную экономику внутри страны и создавая комфортную среду для бизнеса за счет льготного налогообложения, а также различных послаблений», - не исключает он.

Правительство РФ целенаправленно выбирает другую стратегию. «Увеличение административного и налогового давления на экономику, противодействия рыночной конкуренции, использование силовых методов в спорах хозяйствующих субъектов, увеличение доли государственного сектора, Все эти меры еще больше ударят по инициативе частного капитала в РФ», – сетует Рябинин.

Китайское правительство в течение последних 10 лет делает ставку на развитие внутреннего потребления и рынка, соглашается доцент Российского экономического университета им. Плеханова Екатерина Новикова. «Глобальные тенденции в вопросе перераспределения рынков между странами, а также достаточное насыщение их произведенными товарами и услугами являются основными причинами стагнации многих экономик мира, а также снижения их экономического потенциала, и Китай не является исключением», – указывает она.

Преимущество Китая заключается в его большом внутреннем рынке, который и может послужить спасением для китайской экономики. «В связи с этим Китай снижает налоговые ставки для стимулирования как потребителей, так и компаний. И это является наиболее правильным подходом в случае происходящего спада в любой экономике», – замечает Новикова, полагая, что такой рецепт стимулирования экономики могла бы перенять и РФ.

«Но в нашем случае целью повышения налогов стал поиск средств на выполнение майских указов Президента, а не стимулирование отечественной экономики, хотя именно снижением налогового бремени можно было бы как раз поддержать и российскую экономику и за счет этого получить дополнительные средства на другие проекты государства», – отмечает эксперт.

При сравнении подходов Китая и России в плане налогообложения в первую очередь бросается в глаза то, что недополученный доход в бюджет китайцы планируют компенсировать за счет увеличения эффективности госпредприятий и снижения трат со стороны государства, говорит Лазарчук. «К сожалению, такой тренд со стороны российского правительства пока не наблюдается», - сетует он.

На данном этапе развития российская власть решила пойти иным путем, стимулируя не столько потребительский спрос, сколько инвестиционный, считает эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «Решено собрать «большую кубышку» из которой будут финансироваться 12 национальных проектов и комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. То есть, предполагается, что через стимулирование инвестиционного спроса в рамках реализации нацпроектов, удастся запустить маховик саморазвития российской экономики. То есть необходимость концентрации значительных средств, видимо, и обусловила не смягчение, а рост налоговой нагрузки, в отличие от Китая», – поясняет он. При этом эксперт сомневается, что экономика страны способна эффективно мультиплицировать вброшенные в строительство инфраструктуры средства.

Россия не может позволить себе аналогичным образом стимулировать внутренний спрос путем снижения налогов, говорит старший аналитик аналитического центра «Альпари» Вадим Иосуб.

Заявления китайцев - это типичный случай декларации о намерениях. «Китай уже достаточно давно декларирует желание перейти от роста за счет экспорта к росу за счет роста внутреннего потребления. Удастся ли это сделать на практике - большой вопрос. Пока это звучит как достаточно традиционные декларации, но реально этого перехода пока не наблюдается», - уверен доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.

Политические риски для правительства Си Цзиньпина также являются минимальными, поскольку в целом, несмотря на охлаждение второй крупнейшей экономики мира, социально-экономические показатели свидетельствуют о достаточно высоком уровне благополучия населения, продолжает гендиректор «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Украине планируют не мир, а ракетные программы

В Украине планируют не мир, а ракетные программы

Владимир Мухин

Киев разрабатывает дальнобойное оружие, способное достать до Москвы

0
1069
Шок и трепет Японии

Шок и трепет Японии

Валерий Кистанов

Второе пришествие Трампа вызывает опасения в Токио

0
914
Убийство афганского министра по делам миграции – удар по позиции Китая

Убийство афганского министра по делам миграции – удар по позиции Китая

Андрей Серенко

Ослабление влияния Пекина на Кабул выгодно уйгурским джихадистам и Соединенным Штатам

0
894
2. Саммит БРИКС собрал много стран, но не стал антизападным форумом

2. Саммит БРИКС собрал много стран, но не стал антизападным форумом

Кремль смог продемонстрировать, что не находится в международной изоляции

0
1397

Другие новости