Вице-премьер Виталий Мутко глубоко погружен в тему тарифообразования в сфере ЖКХ. Фото РИА Новости
Тема завышенных тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), похоже, крайне неприятна для правительства из-за потенциальной взрывоопасности. Население годами заявляет о своем недовольстве, причина которого – несоответствие цены и качества услуг ЖКХ. Но стоило главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву объявить в телеэфире, что население в ряде случаев переплачивает за ЖКХ более 100% себестоимости, как из правительства послышался окрик. Хотя, по мнению ряда экспертов, если бы проблема завышенных тарифов действительно интересовала контрольные органы, то с ней давно боролись бы не на словах, а на деле.
В правительстве отреагировали на недавние заявления главы ФАС о переплате населением за услуги ЖКХ.
Напомним, что послужило поводом для реакции правительства. Игорь Артемьев в телеэфире заявил следующее: «Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают более 100% себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, – это все чушь собачья» (цитата ТАСС).
Как он пояснил, на различных станциях коммунальных услуг примерно три четверти регионов страны переплачивают за их предоставление, а остальные – около одной четверти – имеют заниженные тарифы, передает слова Артемьева информагентство.
В двух соседних областях разница в тарифах на воду может отличаться в 54 раза, несмотря на подготовку ресурса в одинаковых климатических условиях, добавил Артемьев. Глава службы отметил, что тарифное «хулиганство» наблюдается на уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления, где ФАС тяжело влиять на ситуацию из-за правовых полномочий местных властей.
Как уточнил Артемьев, для устранения этой проблемы ФАС подготовила законопроект об основах тарифного регулирования, который уже согласовывают в правительстве.
Спустя несколько дней, в конце минувшей недели, вице-премьер Виталий Мутко (курирует жилищное строительство и сферу ЖКХ) прокомментировал такие оценки. «Конечно, это не так. Нет таких различий – более 100% себестоимости... На самом деле это настолько поверхностно с обывательской точки зрения, все намного глубже. Тариф ведь зависит от многих факторов. Это прежде всего затраты на подготовку тепла. Вы работаете на газе – у вас современная котельная. А другой работает на мазуте, там стоимость другая. И вроде они в соседних деревнях, но вы будете платить в этой современной котельной меньше. Тариф – условно – на Чукотке и в центральной полосе, безусловно, разный», – пояснил Мутко.
По его словам, нужно исходить из того, что сегодня регионы устанавливают тарифы, а на федеральном уровне на них могут влиять только предельные индексы. «Мы регулируем только предельные индексы в ЖКХ... Есть разночтения, есть попытки обойти эти индексы в регионах. Эти обходные пути нам вместе с антимонопольной службой и нужно в первую очередь пресечь», – отметил Мутко.
Вице-премьер указал еще на одну проблему – привлечение инвестиций для модернизации ЖКХ. «Сегодня пока вся коммунальная система при всей глобальности в целом справляется, но требует замены 40% сетей водоснабжения и 32% теплосетей», – уточнил вице-премьер.
При этом стало понятно, что в правительстве в принципе не в восторге от столь смелого обсуждения такой болезненной для общества темы, как тарифообразование в сфере ЖКХ. «Это такой сложный вопрос, чтобы вот так просто в публичном поле такие вещи заявлять», – сказал Мутко.
Несоответствие цены и качества коммунальных услуг – одна из самых застарелых проблем для жителей страны. Например, в конце 2015 года, отвечая на просьбу Всероссийского центра изучения общественного мнения перечислить актуальные проблемы ЖКХ, около 70% из 9600 опрошенных указали на высокие тарифы за коммунальные и жилищные услуги. Причем около 37% респондентов упомянули низкое качество жилищных услуг и обветшание жилого фонда. Это самые часто упоминаемые проблемы (респонденты могли выбрать несколько вариантов из предложенного списка). Также в десятке наиболее значимых проблем оказались низкий уровень благоустройства придомовых территорий, несоответствие отопления погоде, плохое качество воды и т.п.
По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в последнее время увеличилась доля граждан, фиксирующих заметный рост цен на услуги ЖКХ. Последние два месяца она колеблется на уровне 43–45% из 3000 опрошенных. А в 2013-м эта доля составляла 38%, в мае 2018-го она была около 22%.
Кроме того, специалисты ФОМ ранее подвели итоги реализации майских указов президента от 2012 года. У граждан спросили, для решения какой задачи, по их мнению, за шесть лет не было сделано ничего полезного, в какой сфере ситуация даже ухудшилась. И 32% из 1500 опрошенных упомянули такую задачу, как повышение качества услуг в сфере ЖКХ. Этот вариант даже обогнал другой не менее значимый – «создание новых рабочих мест с достойными условиями труда и высокой оплатой». По мнению 31% опрошенных, в стране ничего не было сделано для создания таких рабочих мест.
Как пояснил «НГ» доцент Российского экономического университета Алексей Яшкин, «в системе расчета стоимости услуг ЖКХ ключевое место занимает вопрос себестоимости, в которой учитываются затраты не только на производство, но и на транспортировку». «Поэтому для граждан, проживающих в разных населенных пунктах, конечная стоимость, естественно, будет отличаться, – замечает эксперт. – На это будет влиять множество факторов, но наиболее важные – износ коммунальных сетей и закупочные цены на топливо, работы и т.п.» Обе эти проблемы, по мнению Яшкина, требуют серьезной проработки со стороны правительства, ФАС, Счетной палаты, общественных экспертов.
Осмелятся ли сами чиновники поднимать в публичных дискуссиях столь взрывоопасную тему, как непрозрачность коммунальных тарифов, а также несоответствие цены и качества услуг ЖКХ? Как считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, публичного обсуждения уже не избежать. «Пока не будет наведен порядок в расчетах тарифов и не удалена коррупция, инфраструктура продолжит разрушаться даже с учетом взносов на капремонт», – обращает внимание Жарский.
По мнению директора Института актуальной экономики Никиты Исаева, «плата за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) может стать идеальным инструментом для межэлитных конфликтов». «Сейчас настает период, когда тема ЖКУ будет появляться в новостях регулярно: каждый заинтересованный чиновник будет тянуть услуги на себя», – полагает эксперт.
Но в то же самое время, как уточняет Исаев, «высшему руководству страны очень не хотелось бы поднимать эту тему, ведь она теоретически может привести к массовому выражению недовольства людьми». «Проблем в сфере ЖКХ слишком много. Из-за повышения цен на ЖКУ у людей остается все меньше свободных денег. По сути, это бомба замедленного действия для социального взрыва», – полагает Исаев.
Так что «оклик» Мутко – это, возможно, «попытка спустить ситуацию на тормозах и сохранить спокойствие населения», говорит Исаев. Хотя, по его словам, нельзя исключать и других версий – например, что правительство охотно защищает интересы энергогенерирующих предприятий.
Однако, как замечают некоторые эксперты, критические замечания главы ФАС – это повод задать вопросы в том числе самой службе. «Если бы ФАС хотела бороться с завышенными тарифами не только на словах, то давно бы это делала. Вопрос не в том, какие статьи можно включать в тариф. Все критерии по включению эксплуатационных расходов четко определены в отраслевых основах ценообразования, многие из которых действуют уже более 10 лет», – сообщил директор Центра мониторинга и контроля за ценообразованием, эксперт Института экономики роста им. Столыпина Алексей Малоземов. Но, по его словам, «при неправильном контроле все равно существует масса возможностей завысить их уровень».
комментарии(0)