Чиновники РФ много лет мечтают об экономической независимости от скачков нефтяных цен. В нормальной логике эта независимость достигается модернизацией производства и расширением несырьевого экспорта. А в логике нашего правительства сырьевой независимостью объявляются девальвация рубля, искусственное сокращение спроса и замедление роста ВВП – причем даже на фоне растущих цен на нефть. Глава Минфина Антон Силуанов рапортует о достижении подобной независимости. А агентство S&P Global Ratings отмечает в новом исследовании, что структурная зависимость экономики РФ от нефти сохраняется. И страну ждут очень невеселые времена в случае падения нефтяных цен.
Если цены на нефть упадут до уровня ниже 40 долл. за баррель и останутся на этой отметке длительное время, то нужно ожидать значительного ослабления рубля, резкого роста инфляции и снижения доверия бизнес-сообщества к российскому рынку, отмечается в новом исследовании S&P Global Ratings. В описанных условиях бюджет и экономический рост окажутся по давлением. Следом нужно ждать новых бюджетных сокращений и снижения кредитного рейтинга России.
Номинальный ВВП РФ в долл. и цена на нефть. Источник: S&P Global Ratings |
Однако у российских чиновников иной взгляд. Министр финансов Антон Силуанов говорит, что российский бюджет балансируется при все более низких ценах на нефть.
Правда, достигается это за счет повышения налогов, искусственным сокращением спроса и сокращением государственных расходов. В результате мы наблюдаем девальвацию рубля и стагнацию ВВП на фоне растущих цен на нефть. «С апреля по сентябрь 2018 года цена на нефть Urals выросла на 20%, рубль обесценился на 13%. В то же время повышение цен на нефть в 2018 году в среднем на 30% по сравнению с предыдущим годом не привело к существенному ускорению экономического роста», – замечают эксперты S&P.
Впрочем, иностранцы признают, что чисто формально корреляция экономических показателей с нефтяными ценами снизилась. «С 2016 года корреляция между динамикой цен на нефть и валютным курсом, бюджетными расходами и темпами роста ВВП в России уменьшилась – главным образом в результате мер, принятых правительством, и международных санкций», – пишут эксперты S&P. По их словам, международные антироссийские санкции обусловили отток капитала из Российской Федерации.
«С тезисом S&P о сохранении структурной зависимости от динамики сырьевого рынка мы полностью согласны. На текущий момент нет оснований утверждать обратное, а ряд противоречий, прежде всего потеря корреляции между рублем и нефтью, объясняется довольно легко.
В 2018 году особое значение для российской экономики приобрел дополнительный фактор – санкции со стороны США», – считает аналитик инвестиционно-финансовой компании «Солид» Вадим Кравчук. По его словам, тот факт, что рубль слабел независимо от роста цен на нефть, конечно, нельзя назвать позитивным. «Ослабление российской валюты было вызвано прежде всего санкциями. В дополнение к этому с начала 2018 года действует бюджетное правило, согласно которому все дополнительные доходы от продажи нефти направляются в резервы, а не в экономику, поэтому рубль стоял на месте даже в те дни, когда санкционная риторика была спокойной, а нефть активно росла», – напоминает эксперт.
«Не стоит оценивать прогресс российской экономики на основе уровня зависимости/независимости рубля от сырьевых цен. Населению гораздо важнее приемлемый уровень инфляции, стабильный рубль и покупательская способность, наличие рабочих мест и инфраструктуры», – говорит Кравчук.
«Не считаю степень зависимости от нефтяных цен социально значимым индикатором, который можно ставить в один ряд с динамикой ВВП или доходами населения», – соглашается аналитик компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.
Основа российского экспорта – топливно-энергетические товары, причем их доля увеличивается, отмечает руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов.
«В России уже долгое время наблюдается тренд на снижение реальных доходов. И это главный индикатор, который нефтяную зависимость», – считает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
«Взаимосвязь между ценами на нефть, курсом рубля и ростом экономики РФ значительно и намеренно ослаблена. Реализуемое бюджетное правило ограничивает поступление средств в экономику от продажи нефти уровнем около 40 долл. за баррель, все доходы выше этого уровня изымаются финансовыми властями. Изъятие средств ограничивает экономический рост, делается это осознанно. Цель – формирование резервов для более «гладкого» развития экономики», – рассуждает аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксана Лукичева.
«Существенное давление на рубль оказывал внешний санкционный прессинг. Именно по этой причине наблюдалось замедление экономического роста. Однако в долгосрочной перспективе можно ожидать разворота этого тренда и приближение к целевым показателям экономического роста в 2019 году в 1,3%», – надеется доцент Российского экономического университета Олег Чередниченко.
Между тем, авторы Telegram-канала «Адекват» обращают внимание, что глава Счетной палаты и бывший министр финансов Алексей Кудрин призвал российские власти начать переговоры о снижении санкционного режима ради повышения инвестиционного климата для оздоровления экономики РФ. «Это картина мира, в которой смягчение и тем более отмена санкций могут произойти в каком-то ином сценарии, чем тотальная капитуляция по образцу 1989-90. На самом деле могут, если/когда, например, гегемону заплохеет по нашему образцу как раз тех лет, но Кудрин не об этом. Он за все эти годы не осознал, что санкции не почему, а зачем. И именно поэтому ему мерещатся двусторонние шаги навстречу, - оценивает высказывания Кудрина «Адекват». - Троллингом высшего уровня сейчас было бы облечь Кудрина мандатом спецпредставителя по двусторонним шагам навстречу с правом обсуждать их с кем заблагорассудится, но непременной обязанностью о встречных хотелках отчитываться публично. По понятным причинам идея не взлетит никогда, но других способов прояснить кудринское сознание не видно даже в теории».
комментарии(0)