США надеются в будущем увеличить экспорт в КНР сжиженного природного газа. Фото Reuters
Запланированная на конец марта поездка председателя КНР Си Цзиньпина на встречу с президентом США Дональдом Трампом исчезла из расписания лидеров. Этот факт ставит под вопрос перспективу подписания нового китайско-американского торгового соглашения в ближайшее время. Между тем торговая статистика обеих «воюющих сторон» продолжает ухудшаться. «В том или ином виде торговое соглашение между странами все же будет когда-то достигнуто, однако это вряд ли приведет к снижению торгового дефицита США. Пока что на руку Китаю играют американский доллар и политика Федрезерва», – считают эксперты.
Как сообщает Fox Business, встреча лидеров двух стран, ранее запланированная на конец марта, скорее всего не состоится. Ранее Дональд Трамп допускал, что торговое соглашение может быть подписано на личной встрече с председателем КНР, которая состоится в конце марта во Флориде. «Дата (встречи. – «НГ») не была окончательно определена», – подтвердил в интервью Wall Street Journal (WSJ) посол США в Китае Терри Бранстад. Однако, добавляет он, в части переговорного процесса «по ощущениям» стороны ближе, чем «были в течение очень долгого времени».
WSJ ранее писала, что Китай и США находятся на заключительном этапе консультаций по торговым вопросам. А в конце марта может быть объявлено о достижении окончательной договоренности. Теперь же достижение этих договоренностей оказывается под большим вопросом. В рамках обсуждаемой сделки Пекин предлагает снизить тарифы и другие ограничения на американскую сельскохозяйственную, химическую, автомобильную продукцию, а Вашингтон допускает отмену большинства санкций, наложенных на товары из КНР в прошлом году.
Американцы рассчитывали, что в рамках сделки Китай согласится на покупку китайской корпорацией Sinopec сжиженного природного газа (СПГ) на 18 млрд долл. у американской Cheniere Energy. По данным WSJ, американская компания может начать поставки уже в 2023 году. Ежегодные поставки американского СПГ в КНР по данному контракту составят порядка 2 млн т, или около 3 млрд куб. м. К слову, на долю КНР приходится всего 9% газового экспорта США, и этот рынок Штаты рассматривают как перспективный. Однако не менее заинтересованы в нем и российские поставщики.
Еще одно условие будущего торгового соглашения – это стабильность китайской валюты. Власти Поднебесной уже обещают сделать юань «привлекательным» для иностранных инвесторов. Однако некоторые аналитики подчеркивают: китайский юань уже переоценен по отношению к доллару. «Мы полагаем, что (юань) может быть уже переоценен по отношению к (доллару), и последний раунд смягчения кредитно-денежной политики Китая может подтолкнуть (юань) дальше на переоцененную территорию», – предупреждает японская финансовая компания Nomura. Штаты заявляют, что хотят получить «стабильный» юань в рамках соглашения о прекращении торговой войны с Китаем, но эта стратегия «ни разумна, ни практична», указывают аналитики. Стабилизация курсов «может привести к все более завышенному юаню, замедлению роста экспорта, ускорению роста импорта и ухудшению дефицита текущего счета в Китае», приводит американская телекомпания CNBC слова экономистов.
Напомним, торговая война между США и Китаем началась в прошлом году. Дональд Трамп неоднократно жаловался на чрезмерный, по его мнению, торговый дефицит с Китаем. В июле стороны ввели взаимные повышенные таможенные тарифы между странами в размере 25%. А с сентября начали действовать американские пошлины в размере 10% на товары из КНР объемом импорта в 200 млрд долл. в год. Пекин ответил на это, введя тарифы в размере от 5 до 10% на импорт продукции из США объемом в 60 млрд долл.
Ожидалось, что конфликт пойдет на спад после того, как в декабре лидеры США и Китая договорились предпринять в течение трех месяцев меры, нацеленные на заключение торгового соглашения между Вашингтоном и Пекином. Президент США заявил, что согласился с 1 января не повышать тарифы с 10% до 25% на китайскую продукцию на общую сумму 200 млрд долл., как он планировал ранее. Срок заключения торговой сделки истек 1 марта, однако Трамп выразил готовность не повышать пошлины до тех пор, пока переговоры идут успешно и в правильном для Вашингтона направлении.
На фоне неопределенных перспектив торговой войны официальная статистика из Поднебесной пока не внушает оптимизма. Торговый баланс Китая, в частности, демонстрирует тенденцию к ухудшению. Так, в феврале в долларовом выражении экспорт из Китая рухнул на 20,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года после роста на 9,1% в январе. А падение импорта в Китай усилилось с 1,5% до 5,2%, свидетельствуют данные Главного таможенного управления КНР. Сокращение экспорта стало самым значительным с февраля 2016 года. При этом профицит торгового баланса Китая в торговле с США уменьшился третий месяц подряд, с 27,3 млрд долл. в январе до 14,72 млрд долл. в феврале, на фоне падения общего объема китайско-американской торговли.
Впрочем, не лучше выглядят и американские данные. Так, несмотря на введение штрафных пошлин в отношении ряда стран, дефицит торгового баланса США в 2018 году достиг десятилетнего максимума и составил 891,3 млрд долл.
С Китаем дефицит торгового баланса достиг рекордных 419 млрд долл. в прошлом году, с Евросоюзом – почти 170 млрд. «Таким образом усилия главы Белого дома по уменьшению разницы показателей были подорваны как внешними факторами, такими как замедление мировой экономики и подорожание доллара США, так и внутренними, в частности снижением налогов. Все это привело к росту внутреннего спроса на импорт и снижению интереса к американским товарам за рубежом», – замечает американская пресса.
Эксперты «НГ» также полагают, что в первую очередь рост дефицита торгового баланса США связан с укреплением доллара. «Укрепление национальной валюты традиционно приводит к росту стоимости товаров и услуг, производимых страной. А на внешнем рынке снижает их конкурентоспособность», – говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Он также напоминает, что в течение прошлого года ключевая ставка в США повышалась четыре раза – до 2,5%. «И все усилия Трампа, которые на самом деле сводятся к развязыванию торговой войны с КНР, не стоят ровным счетом ничего в сравнении с эффектом от повышения ставки со стороны Федеральной резервной системы, которая эти усилия сводит на нет», – указывает аналитик, подчеркивая, что при текущем значении ставки импортировать продукцию извне выгоднее, чем производить внутри страны.
«Торговая война, развязанная Трампом в отношении Китая, уже негативно сказалась как на экономике Поднебесной, так и на операционных показателях крупнейших американских корпораций, которые с конца прошлого года снизили деловую активность и ухудшили прогнозы по будущим прибылям», – отмечает аналитик компании «Финам» Сергей Дроздов. По его мнению, американо-китайское торговое соглашение в том или ином виде будет подписано. «Однако история с противостоянием между США и Китаем далека от развязки, и скорее всего новые торговые конфликты между гигантами мировой экономики еще не раз будут возникать в будущем», – не исключает эксперт.
Есть уверенность, что обе стороны хотят договориться – вопрос в приемлемых взаимных условиях, считает завкафедрой международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Владимир Саламатов.
С каждым днем вероятность достижения и подписания соглашения падает, спорит замдиректора аналитического центра компании «Альпари» Анна Кокорева. «Изначально стороны договаривались прийти к соглашению до 1 марта, этого не произошло, сроки сдвинулись. Кроме того, на рынок не поступает никакой конструктивной информации, которая могла бы пролить свет на ход переговоров. Лишь сообщения о том, что Китай хочет заключить сделку, и что страны вышли на финальную стадию, но так ли это на самом деле?» - задается вопросом она. При этом Кокорева не исключает, что США могут повысить пошлины и в одностороннем порядке, если им не удастся достичь компромисса с КНР. «Договорится об односторонних уступках для себя вряд ли получится –Китаю это не выгодно. КНР, как и США, нужно такое соглашение, которое будет на пользу экономике и не принесет вреда для нее. Жертвовать своими интересами в одностороннем порядке Китай не станет. А односторонние действия США лишь усугубят ситуацию и приведут к новой волне конфликта», - рассуждает эксперт.
комментарии(0)