0
8939
Газета Экономика Печатная версия

06.03.2019 19:23:00

Авторынок не выдержал удара новым налогом

Весенние продажи легковушек правительство снова попробует приподнять бюджетными вливаниями

Тэги: авторынок, продажи


авторынок, продажи В автосалонах первыми заметили спад продаж легковушек. Фото Reuters

После двух лет роста в феврале обнаружился спад продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России. По данным Европейской ассоциации бизнеса (AEB), продажи в феврале 2019 года снизились на 3,6%, или на 4,7 тыс. штук, по сравнению с февралем 2018 года и составили 128,4 тыс. автомобилей. По итогам двух месяцев спад составил 1,8% в годовом измерении. Февральское падение продаж стало первым за последние два года (с марта 2017-го).

Улучшения ситуации не ожидается, отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. «В настоящее время перспектива не выглядит слишком обнадеживающей. В том числе и потому, что недавно анонсированные правительством меры поддержки продаж автомобилей, например для молодых семей, слишком ограниченны в объеме, чтобы произвести фундаментальные изменения», – сообщил Шрайбер.

По данным аналитического агентства «Автостат», объем рынка новых легковых автомобилей в 2018 году (без легких коммерческих) увеличился на 11,9% по сравнению с предыдущим годом и составил 1,6 млн машин (в 2017-м – 1,5 млн).

АЕБ в начале года прогнозировала, что в 2019 году в целом продажи вырастут на 3,6% и составят около 1,87 млн штук, предупредив, что на реализацию новых машин в России, особенно в первом квартале, могут негативно повлиять увеличение НДС и возможное ужесточение американских санкций.

На днях о начале спада сообщил АвтоВАЗ: крупнейший в стране автопроизводитель в феврале 2019-го сократил продажи впервые с апреля 2016-го. О том, что наступивший год будет тяжелым для российского авторынка, предупреждали и эксперты консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC). По их оценкам, в 2019 году продажи новых легковых автомобилей в России в оптимистическом сценарии могут вырасти на 0,5% и достигнуть 1,68 млн штук, а в базовом сценарии ожидается снижение продаж около 2%.

Прогноз PwC выглядит более реалистично, так как опубликованный в январе намного более оптимистичный прогноз АЕБ был сделан до того, как правительство объявило о фактическом сокращении почти в 3 раза господдержки автопрома. На встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в конце февраля глава Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров докладывал о том, что в 2018 году автопромышленность вышла из рецессии: продажи автомобилей составили 1,9 млн штук, увеличившись на 12%, а производство внутри страны составило 1,7 млн единиц, что дало рост на 14% к 2017 году. Тогда же стало известно, что господдержка спроса на авто и общественный транспорт в РФ в 2019 году снизится в 2,6 раза: с 32 до 12 млрд руб. При этом на льготные кредиты (в том числе по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль») предполагается выделить 3 млрд руб. (более чем в три раза меньше по сравнению с 2018-м). Мантуров обещал восстановить программы поддержки спроса с 1 марта 2019 года (они действовали с начала 2018 года до мая, потом в июле их опять запустили, но только до конца 2018-го).

ТАСС со ссылкой на Минпромторг сообщает, что в 2018 году продажи выросли по всем категориям автомобилей: легковых – на 13,3%, легких коммерческих – на 6,3%, автобусов на 11,2%, грузовых – на 2,9%. В стране росло и производство: легковых автомобилей на 15,9%, легкого коммерческого транспорта – на 5,1%. Однако о планах производства приходили разноречивые новости. Если «Форд» заявлял, что рассматривает возможность сокращения производства в России (источники говорили о закрытии заводов в Ленинградской области и Татарстане), то такая знаменитая марка, как «Опель» (ушедшая с российского рынка в кризисный 2015 год и ставшая с тех пор французской), заявила о возвращении производства в РФ. Volkswagen объявил о планах в ближайшие пять лет вложить 40 млрд руб. в развитие своей работы в России.

По мнению опрошенных «НГ» экспертов, на ситуацию с продажами в феврале повлияли несколько факторов, в том числе повышение ставки НДС, а также такие глубинные, как передел рынков.

«Повышение НДС усугубило положение дел в авторитейле. Данный метод не заточен на здоровое стимулирование процессов производства и купли-продажи», – считает руководитель направления компании «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров.

«Вследствие увеличения ставки НДС автопроизводители повысили стоимость автомобилей, с учетом инфляции подорожание составило до 5%. Февральское падение продаж мы связываем с тем, что потребители еще не успели адаптироваться к новым ценам», – сообщили «НГ» в пресс-службе автомобильной группы «АВИЛОН».

«Повышение НДС для автопрома – это болезненная новость. Автомобиль – сложное изделие, и НДС входит в его производство многократно. Автопроизводителям, безусловно, придется его рост как-то компенсировать, цена для конечного потребителя будет расти, но чтобы его не шокировать, рост скорее всего будет постепенным в течение года, – считает вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Речь идет не только о падении продаж, но и о переделе рынка. Импортным маркам приходится уступать свои места российским производителям. Рынок падает по объемам и разнообразию моделей, фокус смещается на российскую продукцию. Причины все те же – перестройка началась в марте 2014 года, это касается и других областей промышленности».

Эксперты не ждут быстрого возврата роста спроса на новые авто. «Нужно учесть, что покупательная  способность населения практически не растет, зато растут всевозможные сборы. Бензин опять подорожает весной, это все сдерживающие факторы», – говорит Андриевский.

«Господдержка имеет достаточно избирательный и ограниченный по срокам характер, – говорит Захаров. – Данные программы простимулируют рынок, но их действия недостаточно. Ответ находится на более глобальном уровне реального положения экономики страны. Инструмент, способный повлиять на продажи в целом (не только в авторитейле) в долгосрочной перспективе, – это снижение ключевой ставки и гарантированная фиксация ее на определенный период, например, на 3–5 лет». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Легковые автомобили в России становятся долгожителями

Легковые автомобили в России становятся долгожителями

Анастасия Башкатова

Чтобы автопарк омолаживался, в стране должно продаваться 2–5 миллионов новых машин в год

0
6197
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в августе 2024 года выросли в годовом выражении на 33,1%

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в августе 2024 года выросли в годовом выражении на 33,1%

0
1699
Продовольственная розница галопирует в онлайне

Продовольственная розница галопирует в онлайне

Анастасия Башкатова

Среди покупателей продуктов обнаружились "гурманы", "альтернативщики" и "рационалисты"

0
3570
Авторынку предстоит газовать на месте

Авторынку предстоит газовать на месте

Анастасия Башкатова

Все сложнее соотнести семейный бюджет с покупкой машины

0
3777

Другие новости