Темпы развития газомоторного рынка отстают от запланированных. Фото РИА Новости
Выполнение программы развития рынка газомоторного топлива (ГМТ) в России находится под угрозой: на субсидирование закупок газового автотранспорта в этом году правительство выделяет почти в два раза меньше средств, чем в прошлом. Сокращение объемов господдержки может привести к уменьшению рынка техники, работающей на ГМТ. Риски также создает возможное объединение этой программы с программой льготного автолизинга. Эти обстоятельства ставят под вопрос перспективы перевода транспортных парков страны на экономичное и экологичное газомоторное топливо, который заявлялся властями как задача первостепенной важности.
Работа по поддержке рынка ГМТ на государственном уровне началась еще в 2013 году, с 2016 года производители техники, работающей на ГМТ, получают субсидии из федерального бюджета. На сегодняшний день природный газ (метан) является наиболее экономичным, экологичным и безопасным моторным топливом: так, он гораздо дешевле бензина и даже дизельного топлива, а уровень токсичных выбросов в атмосферу от двигателей, работающих на ГМТ, в пять–восемь раз ниже по сравнению с традиционными видами топлива.
Применение ГМТ в России расширяется: прирост объектов газозаправочной инфраструктуры в 2017 году составил 12%, в стране действует 420 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), по итогам 2018 года через заправки реализовано 624 млн куб. м газа, количество автотехники, работающей на ГМТ, превышает 100 тыс. Однако эти цифры существенно отстают от закладывавшихся пять лет назад целевых показателей, отмечал на прошлой неделе председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный на круглом столе по развитию рынка ГМТ: нынешняя динамика делает проблематичным достижение амбициозных ориентиров 2030 года – роста объема потребления газа на транспорте до 11 млрд куб. м, количества заправок – до 2300, количества транспортных средств – до 700 тыс.
На низкие темпы перехода на ГМТ обратил внимание президент России Владимир Путин на встрече с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым 25 февраля. Чиновник сообщил о ежегодном росте объемов поддержки, но глава государства отметил: «Можно было бы быстрее». «Мы здесь в унисон с «Газпромом» действуем по мере развития газовой инфраструктуры по заправочным станциям», – объяснил отставание Денис Мантуров.
Между тем производители техники, работающей на ГМТ, обращают внимание, наоборот, на сокращение субсидий. «Заложенный на этот год объем субсидий на закупку газомоторной техники не позволит ускорить программу по переводу транспортных парков на газ, – отметила вице-президент Группы ГАЗ Елена Матвеева. – У Минпромторга отработан эффективный инструмент развития газомоторного рынка, но выделяемые правительством в этом году средства на программу снизят ее темпы в два раза». По ее словам, в 2018 году программа ГМТ, очень востребованная в регионах, не провалилась благодаря тому, что Минпромторг нашел внутренние резервы на ее расширение (по данным министерства, в прошлом году по этой программе было продано 6,1 тыс. единиц техники). В 2018 году на субсидирование правительством было направлено 4,8 млрд руб., но в этом году выделяется всего 2,5 млрд руб.
Елена Матвеева также указала на другую проблему: по ее информации, в правительстве обсуждается объединение финансирования двух программ – ГМТ и льготного автолизинга (предусматривает госсубсидии по уплате части авансового лизингового платежа при покупке автотехники). «По нашему мнению, такая схема не будет работать, потому что фактически речь идет об объединении совсем разных групп потребителей и о разных механизмах их поддержки. Перевод средств с газомоторной программы в лизинговую приведет к тому, что средствами воспользуются другие группы покупателей и субсидия пойдет на закупку обычной дизельной техники. В результате масштабные планы правительства по переводу автобусных парков городов-миллионников на газ не будут реализованы», – считает Елена Матвеева.
Напомним, согласно распоряжению правительства РФ, к 2020 году в российских городах с населением свыше 1 млн жителей на газомоторное топливо должно быть переведено не менее половины парка общественного транспорта и дорожно-коммунальной техники. Переход на ГМТ необходим с точки зрения экономии и сокращения вредных выбросов. Так, сейчас в Москве эксплуатируются 119 газовых автобусов, к маю-июню 2019 года ожидается выход на маршруты еще 196 автобусов, работающих на газе, при этом цена на компрированный природный газ в декабре в столице (15,84 руб.) была более чем в три раза ниже, чем на дизель (48,77 руб.). В Санкт-Петербурге эксплуатируются 163 газобалонных автобуса, переход на ГМТ на 38% снизил в 2018 году расходы на топливо. Многие компании переводят свой транспорт на ГМТ – например, «Газпром» за счет соответствующих изменений в автопарке сэкономил за пять лет около 3,7 млрд руб., рассказывал в начале года председатель совета директоров компании Виктор Зубков.
По словам Елены Матвеевой, перевод автопарков на природный газ позволяет использовать естественное конкурентное преимущество страны – большие запасы газа и низкую стоимость этого вида топлива. «Потребители заинтересованы в использовании более экономичного транспорта, но первоначальная стоимость покупки техники, работающей на природном газе, выше по сравнению с дизельной и бензиновой, плюс при переводе парков на газ требуются инвестиции в заправочную инфраструктуру», – отметила вице-президент Группы ГАЗ. Именно поэтому для развития этого сегмента рынка важна программа, которая позволяет покупать газовую технику по цене дизельной. «Средства, потраченные из бюджета на развитие рынка газомоторной техники, окупятся в перспективе значительным снижением логистических затрат в масштабе экономики всей страны, но программу нужно продолжать на долгосрочной основе, а не урезать», – подчеркнула Елена Матвеева.
комментарии(0)