«Трансстрой» два года активо строил депо «Южное», но довести работы до конца ему не дали. Фото с сайта www.transstroy.ru
Строительный бизнес на первый взгляд может показаться весьма престижным и высокодоходным, но его оборотная сторона – высокие политические и судебные риски, которые могут свести самые высокие прибыли к нулю, а вполне успешную компанию поставить на грань банкротства. Один из примеров – история компании «Трансстрой», которую власти Санкт-Петербурга с 2016 года, по сути, выдавливают с рынка. Причем, как подтвердил недавно Верховный суд, одного из проектов – по строительству электродепо «Южное» – компанию лишили незаконно.
«Трансстрой» стал генподрядчиком строительства депо в июне 2014 года, получив по конкурсу контракт на сумму 6,6 млрд руб. Победить помогла высокая квалификация компании, «Трансстрой» предложил лучшие условия, сообщили тогда организаторы конкурса. «Южное» должно было стать одним из крупнейших метродепо в России и первым, построенным в Санкт-Петербурге за предыдущие 15 лет. Объект входит во вторую очередь строительства Фрунзенского радиуса Петербургского метрополитена, в рамках которой также планируется построить три новые станции метро – благодаря этому должна улучшиться транспортная доступность южных районов Северной столицы.
Подрядчик активно взялся за работу – компании предстояло построить многофункциональный комплекс с инфраструктурой из более 100 зданий и сооружений для обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава, а также обслуживания персонала депо, проложить 12 км железнодорожных путей и 44 тыс. кв. м дорог и тротуаров, благоустроить почти 70 тыс. кв. м территории. Однако в декабре 2016 года, когда работы были выполнены на 2,7 млрд руб., а до срока завершения объекта оставалось еще больше года, контракт был расторгнут в одностороннем порядке властями города, чтобы передать проект другому застройщику.
Перед этим издание «Деловой Петербург» (08.09.16) писало, что на расторжении контракта настаивал тогдашний вице-губернатор Игорь Албин. «Отношения подрядчика и вице-губернатора не сложились. Именно Игорь Албин добился того, что с компанией расторгли контракт на строительство стадиона на Крестовском острове», – сообщало издание. Дело в том, что «Трансстрой» строил в Петербурге футбольную «Зенит Арену», но летом 2016 года лишился этого заказа, а его «дочку» власти потребовали включить в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). При этом, как указывал «Деловой Петербург», «бизнесмены называют РНП «списком тех, кто не умеет договариваться» и куда «включают лишь те фирмы, чьи владельцы не поладили с чиновниками». Поэтому мотивом Албина могло стать желание еще раз наказать бывшего генподрядчика стадиона, да и более сговорчивые контрагенты, видимо, всегда были под рукой. «В случае расторжения контракта уложиться в сроки будет крайне сложно. Впрочем, у Игоря Албина слишком много претензий к «Трансстрою», чтобы это его смущало», – писал «Деловой Петербург». Так что интересы жителей Петербурга, видимо, в расчет не брались, и по депо начался активный поиск претензий.
В результате последовали судебные тяжбы, в которых «Трансстрой» успешно оспорил односторонние действия властей, доказав, что ими был нарушен порядок расторжения контракта. В январе 2019 года Верховный суд отказал Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и городской Дирекции транспортного строительства в передаче кассации на это решение. Однако компенсировать предположительные убытки и долги по контракту, которые компания насчитала в сумме более 41 млн руб., ей не удалось – три инстанции ущерба не увидели, а Верховный суд точно так же отказался рассматривать кассацию на эти решения.
Судебная «ничья» на первый взгляд позволяет «Трансстрою» сохранить лицо, ведь депо «Южное» было для компании не первым проектом такого рода, и их компания всегда успешно реализовывала. Среди них были уникальные проекты под ключ с комплексом депо: Московская монорельсовая транспортная система от станции метро «Тимирязевская» до станции метро «Ботанический сад», подземный железнодорожный вокзал аэропорта «Внуково» в Москве, станционный комплекс «Нижний Бестях» в условиях вечной мерзлоты Якутии и др.
Компания вообще многие годы считается передовиком в строительстве объектов инфраструктуры в России. В ее резюме десятки успешно выполненных проектов: реконструкция аэропортов Шереметьево и Пулково, дублера Курортного проспекта в Сочи и главных московских дорог, включая МКАД, строительство мостов, гидротехнических и железнодорожных объектов. «Трансстрой» был включен Минэкономразвития в список системообразующих предприятий России, а журналом Forbes – в первую сотню рейтинга крупнейших частных компаний страны.
Однако сейчас компания фактически поставлена на грань банкротства, и во многом потому, что ее фактически выдавливают из Санкт-Петербурга. Ведь незадолго до расторжения контракта на строительство депо «Южное», в июле 2016 года, власти города точно так же лишили «Трансстрой» подрядов на возведение стадиона «Зенит Арена» (сейчас – «Газпром Арена») стоимостью 24 млрд руб. Судебные разбирательства по этому поводу продолжаются до сих пор.
История со стадионом стала тревожным звонком для «Трансстроя», показав изменения в отношении властей города к компании. Судя по настоящим событиям, выходит, политический фактор все-таки вмешался, высококвалифицированные сотрудники остались без работы, а Санкт-Петербург – без надежной строительной компании.
комментарии(0)