Действующий президент Венесуэлы Николас Мадуро надеется на личную встречу с президентом США Дональдом Трампом. Фото Reuters
Действующий президент Венесуэлы Николас Мадуро подтвердил, что члены его правительства провели тайные переговоры с администрацией Дональда Трампа. И теперь Мадуро надеется на личную встречу с президентом США. Американские чиновники подтверждают, что готовы встретиться с «бывшими должностными лицами Венесуэлы, включая самого Мадуро, чтобы обсудить их планы по выходу». Экономика Венесуэлы получит поддержку только после смены режима Мадуро, прямо говорят в США. Международный валютный фонд (МВФ) может взять под контроль экономику Венесуэлы, но также только после ухода Мадуро. Для России подобный поворот губителен, считают эксперты. «Москва может попрощаться с деньгами, вложенными в эту латиноамериканскую страну», – указывают они.
Международный валютный фонд готовится оказать финансовую помощь Венесуэле. Об этом, в частности, сообщает издание Nacional со ссылкой на осведомленного чиновника. Впрочем, как подчеркивают СМИ, речь идет о большом пакете поддержки, который поможет стране восстановиться после ухода с поста президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Издание также отмечает, что Центробанк страны, который с 2016 года не предоставлял фонду никаких экономических данных, в ноябре направил их в МВФ с надеждой избежать санкций.
Отметим, ранее представитель МВФ Джерри Райс заявил, что говорить о возможности поддержки Венесуэлы сейчас преждевременно.
Вашингтон также рассматривает несколько вариантов помощи экономике Венесуэле, сообщает агентство Bloomberg. Правда, тут же добавляет СМИ, только в случае смены режима Мадуро. До этого момента Белый дом намерен ужесточать режим санкций. В частности, Штаты готовятся ужесточить меры против венесуэльской нефтекомпании PDVSA, сообщает Bloomberg. Администрация США планирует запретить иностранным компаниям сотрудничать с ней, а в американской «дочке» венесуэльской госкомпании запустить процедуру банкротства.
Однако если режим Мадуро падет, Вашингтон обещает защищать экономику Венесуэлы. К примеру, администрация Дональда Трампа не исключает возможности законодательно оградить страну от требований кредиторов и помочь с реструктуризацией долга. Такой вариант подтвердил представитель комитета по иностранным делам Палаты представителей Майкл Маккол. Белый дом намерен «убедиться, что, когда Мадуро будет свергнут, у президента Гуайдо (самопровозглашенного лидера Венесуэлы. – «НГ») останутся активы», – говорит он.
В Конгрессе США ранее в рамках «помощи» Венесуэле также предлагали «простить» оппозиции долги перед РФ. В частности, в конце прошлой недели конгрессмен Брэд Шерман предложил администрации Трампа разрешить новым властям Венесуэлы не выплачивать Москве долги. Он также предлагал запретить банкам и рейтинговым агентствам снижать кредитные рейтинги страны в случае отказа выплачивать кредиты перед РФ. Пока Вашингтон не исключает вероятности разрешить Каракасу не платить по долгам, сами лидеры венесуэльской оппозиции обещают, что вложения РФ и Китая в страну не пострадают.
При этом отдельные российские компании уже покидают Венесуэлу. В частности, глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов ранее сообщил, что трейдинговая компания ЛУКОЙЛа Litasco прекратила работу с Венесуэлой. Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон обратил на этот факт внимание, указав, что «даже российские фирмы» не считают Мадуро «разумной инвестицией» и прекращают работу с Венесуэлой.
Москва активно поддерживала Каракас. Агентство Reuters сообщало, что Россия могла профинансировать Венесуэлу на сумму в 17 млрд долл. Сам Николас Мадуро ранее говорил, что только в нефтяную отрасль Москва вложила около 5 млрд долл., еще 1 млрд – в добычу золота.
К слову, долги Каракаса перед Пекином выше. По оценкам, Венесуэла должна Поднебесной свыше 20 млрд долл.
Ситуация вокруг возможной оплаты и неоплаты российских долгов очень напоминает историю вокруг 3 млрд долл., выделенных Россией Украине времен президентства Януковича. После долгих споров Москвы и Киева МВФ в итоге признал долг перед РФ суверенным, однако фактически молчаливо поддержал невыплату кредита (см. «НГ» от 09.09.15).
Столь плачевная ситуация в венесуэльской экономике в существенной мере определяется масштабным политическим кризисом, который носит структурный характер, замечают эксперты «НГ». «В таких условиях даже смена политического режима не способна в кратко- и среднесрочной перспективе переломить системный упадок. То есть выйти из кризиса экономика Венесуэлы сможет лишь после того, как денежные потоки будут полностью изолированы от многочисленных нелегитимных операций правительства», – считает главный аналитик компании «БКС Премьер» Антон Покатович.
Доходы от экспорта Венесуэлы по-прежнему на 95% состоят из доходов от продажи нефти, а значит, причина, по которой экономика страны впала в глубочайший кризис, не устранена и рецессия в разных проявлениях может повторяться, не исключает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
Важно также понимать, что МВФ в своей помощи развивающимся странам преследует не только экономические, но и политические интересы, продолжает Жарский. «Именно поэтому кредиты, выдаваемые фондом, часто носят невозвратный характер, но зато дают возможность оказывать политическое давление на элиты страны», – напоминает он.
И если МВФ возьмет под свой контроль внешние платежи Венесуэлы, для России это будет означать снижение шансов получить назад кредиты и проценты по ним, отмечает экономист.
«На сегодняшний день ситуация в экономике Венесуэлы дошла до своего логического конца – выйти из катастрофического экономического кризиса самостоятельно правительству страны уже не удастся. Гиперинфляция, массовые миграции, дефицит товаров первой необходимости, деградация производства и обвал ВВП страны – следствия полного отсутствия структурной политики», – говорит доцент Российского экономического университета им. Плеханова Ирина Комарова. «Ярко выраженный экстенсивный путь развития экономики, сопровождающийся полным физическим и моральным износом производственных мощностей страны, подорвал возможности для восстановления экономики без внешней поддержки», – считает она.
При этом МВФ в данном случае выходит из чисто экономической плоскости взаимодействия, раз финансовая помощь стране будет предоставлена только при условии достижения политической определенности, обращает внимание эксперт. И в этом смысле для России эта ситуация точно не может рассматриваться как «плюс». «Взятие внешних платежей Венесуэлы под контроль МВФ приведет к росту зависимости страны от международного регулятора, который хоть и опосредованно, но будет продвигать решения, выгодные для американской стороны. Российская же сторона при данном исходе может потерять значимую часть вложений, осевших в нефтегазовой госкомпании Венесуэлы PDVSA и других масштабных проектах», – резюмирует Комарова.
комментарии(0)