«Роснано» никак не может продать свою долю в компании «Новомет-Пермь», хотя сделка о приобретении акций Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) совместно с саудовской государственной нефтяной компанией Saudi Aramco анонсировалась неоднократно. Как сообщают «Известия» (11.02.19), Федеральная антимонопольная служба соответствующего ходатайства от сторон не получала. Эксперты считают, пишет издание, что продажа может быть затруднена как по объективным, так и по субъективным причинам. Они напоминают о неудачном опыте американской компании Halliburton, которая пыталась купить пермское предприятие в 2016 году.
В июне прошлого года гендиректор АО «Новомет-Пермь» Максим Перельман сообщал: «Пока идут переговоры. Ближайший потенциальный покупатель – Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) совместно с Saudi Aramco. Пока обсуждаем параметры соглашения, сделка состоится до конца года». В октябре 2018 года оптимизм проявлял и глава РФПИ Кирилл Дмитриев, заявлявший, что его фонд в союзе с суверенным фондом Саудовской Аравии Public Investment Fund готов купить 30,76% акций «Новомета». Он даже обозначил и новый срок возможной сделки – февраль 2019 года.
В начале этого года Дмитриев, напомнив об ожидаемой сделке, был уже не столь оптимистичен, но пообещал, что РФПИ и партнеры обязательно подадут соответствующее ходатайство в ФАС. «Параллельно РФПИ способствует выходу «Новомета» на рынок Саудовской Аравии – благодаря поддержке фонда компания прошла квалификационный отбор и уже поставила в КСА первое оборудование для нефтедобычи», – сообщили «Известиям» в фонде.
Эксперты этим заявлениям, мягко говоря, удивились. «Даже если стороны договорятся между собой, сделка может не получить одобрения антимонопольной службы, – отметил директор информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. – Глава ведомства Игорь Артемьев неоднократно говорил, что из-за давления, оказываемого на нашу страну на внешнеполитической арене, Россия все неохотнее расстается с активами, которые могли бы быть отнесены к категории стратегических. Сделки по продаже таких активов иностранным инвесторам либо вовсе не получают одобрения антимонопольных и правительственных органов, либо разрешения выдаются на чрезмерно жестких условиях, фактически блокирующих потенциальное сотрудничество сторон».
С аналогичными трудностями, кстати, уже столкнулись Schlumberger, пытавшаяся купить Eurasia Drilling Company, и Halliburton, также претендовавшая на долю «Роснано» в «Новомете», заметил Александр Разуваев. Примечательно, что «Роснано» уже третий год пытается продать свой пакет в «Новомете». Сначала как раз компании Halliburton. В итоге долгих споров и разбирательств Halliburton попросту отозвала свою заявку.
Основной вид производимого «Новометом» оборудования в интересах нефтяного комплекса – это электроцентробежные насосы (ЭЦН), но на этом рынке существует жесткая конкуренция. ЭЦН производят сразу несколько компаний, в том числе и некоторые нефтяные.
«Инвестиционная привлекательность подобного вложения не очевидна, – считает старший аналитик ИК «БКС» Сергей Суверов. – Арабские инвесторы очень избирательны и всегда смотрят на отдачу от своих вложений». «Новомет» последние несколько лет работал на грани рентабельности. Предприятие показало серьезную прибыль только в 2017 году, что может быть расценено инвесторами как «бумажная» прибыль в рамках подготовки к сделке. Полагать, что саудовцы окажутся менее разборчивыми, чем все остальные потенциальные инвесторы, – это какой-то расизм», – говорит аналитик. По словам эксперта, эффект от таких инвестиций не очевиден.
Как утверждает портал Накануне.ру (11.02.19), одна из возможных причин срыва сделки – низкое качество электроцентробежных насосов, которые выпускает предприятие. «Многообещающая технология на практике показала гораздо худшие результаты, чем те, что были заявлены производителем. В частности, у насосов обнаружились проблемы с телеметрией: она плохо защищена от помех и даже в гарантийный период перестает передавать информацию с датчиков. Также были выявлены отклонения от напорных характеристик завода-изготовителя. Оборудование изготовлено из порошкового материала и имеет процент отбраковки рабочих органов на 42% больший, чем у аналогов других изготовителей, использующих традиционный чугун», – рассказывает на правах анонимности сотрудник одной из нефтяных компаний, успевшей опробовать наносы «Новомета».
«При этом износ пермской продукции выше на 50%», – добавляет он. Кроме того, специалисты, пишет портал, утверждают, что контакт новых насосов с кислотой увеличивает отбраковку в пять раз, а ведь кислотные обработки – неотъемлемая часть нефтедобычи.
Руководитель службы снабжения другой нефтяной компании также сообщил порталу, что «слабые показатели оборудования «Новомета» стали неприятным сюрпризом в рамках проведения технической экспертизы продукции ключевых российских поставщиков». «Средняя наработка на отказ этих насосов по всему фонду скважин на 250 дней меньше, чем у оборудования конкурентов», – уточняет наш собеседник. Иными словами, нефтяники столкнулись с проблемой потери в добыче из-за отказа проводить обработку либо из-за поломки насосов.
Таким образом, можно предположить, что именно низкое качество продукции и, как следствие, невостребованность ее на рынке стали причиной неоднократного срыва сделки по продаже «Новомета».
комментарии(0)