1
6369
Газета Экономика Печатная версия

05.02.2019 20:14:00

Экономическая гонка оказалась России не по зубам

Производительность труда уже сейчас должна расти на 20%, а не на обещанные 5% в год

Тэги: экономика, производительность труда, оэср


экономика, производительность труда, оэср Один из важнейших факторов низкой производительности труда в РФ – отсутствие современного оборудования. Фото агентства «Москва»

Отставание России от развитых экономик не просто стало хроническим, оно нарастает. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) среднегодовой темп прироста производительности труда составлял в течение последних шести лет более 2%, а в РФ, по данным ОЭСР, менее 0,5%. Если экономически развитые страны сохранят те же темпы, то, чтобы их догнать к 2024 году, производительность труда в РФ должна уже сейчас расти в среднем хотя бы на 20% в год, а не на те 5%, которые прописаны в новом майском указе.

Судя по данным, которые ОЭСР обнародовала в начале недели, РФ по производительности труда отстает от развитых стран в два раза.

Так, производительность труда в РФ, по предварительной оценке ОЭСР, составила 26,5 долл. в час. Под производительностью труда понимается объем ВВП, который вырабатывает каждый работающий житель страны за час работы, данные даются в текущих ценах по паритету покупательной способности.

В среднем по ОЭСР этот показатель за тот же год составил 54,8 долл. в час. В составе ОЭСР лучшие показатели были зафиксированы у Ирландии (99,5 долл. в час), Люксембурга (98,5 долл. в час) и Норвегии – 83,1 долл. в час. А худшие – у Мексики: 21,6 долл. в час. Россия по производительности труда уступает всем странам ОЭСР, кроме Мексики, обращают внимание аналитики Deutsche Welle.

За шесть лет – с 2012 по 2017-й включительно – производительность труда в целом по странам ОЭСР выросла на 14%, среднегодовые темпы роста составили более 2%. В России за тот же период производительность труда выросла лишь на 1,9%, и среднегодовые темпы роста составили менее 0,5%, следует из материалов организации.

Хотя, несмотря на такой усредненный показатель, в отдельные годы Россия совершала скачки. Например, в 2017 году по сравнению с 2016-м производительность труда в РФ выросла сразу на 7%. Однако такой скачок произошел после предыдущих падений и топтаний на месте: фактически Россия в 2017-м вернулась к уровню, который был зафиксирован в 2014 году.

Данные Росстата и ОЭСР заметно различаются. Как можно судить по отчетам Росстата, производительность труда в РФ в течение 2012–2017 годов выросла примерно на 5,5%. «Динамика производительности труда рассчитывается Федеральной службой государственной статистики в целом по экономике и видам экономической деятельности, продукция которых реализуется преимущественно по рыночным ценам, – поясняется в материалах Росстата. – Индекс изменения производительности труда по экономике в целом рассчитан как частное от деления индексов физического объема ВВП и индекса изменения совокупных затрат труда».

Итог неутешителен: наша страна по производительности труда не просто хронически отстает от многих развитых экономик, а это отставание нарастает. Если предположить, что темпы роста производительности труда в течение следующей шестилетки в целом по ОЭСР останутся прежними, тогда в 2023 году показатель достигнет уже почти 62 долл. в час. Это значит, что если Россия хочет догнать к 2024 году группу развитых стран, то у нас производительность труда за период с 2018 по 2023 год должна вырасти более чем в два раза. Среднегодовые темпы роста уже сейчас должны составлять хотя бы 20%.

Российские власти даже в своих самых амбициозных планах не ожидают от страны такого роста производительности труда. По новому майскому указу президента правительство совместно с субъектами РФ должно обеспечить в 2024 году «рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год». Судя по всему, этого может быть недостаточно для рывка и для опережающего мировые темпы экономического роста.

Опрошенные «НГ» эксперты не удивлены такими показателями РФ. «Один из важнейших факторов низкой производительности труда – устаревшие оборудование и технологии», – поясняет аналитик компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. Как считает первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова, основная проблема состоит в том, что «государство не способно создать среду, в которой люди были бы заинтересованы повышать свою производительность труда». Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский относит к причинам отставания низкую технологическую базу, отсутствие стимулов к развитию и управленческих компетенций у руководителей.

При этом Соснова предупреждает, что трудно спрогнозировать на несколько лет вперед динамику производительности труда, отталкиваясь от данных за предыдущие годы. «На производительность труда влияет множество факторов, нужно учитывать политические и социально-экономические риски, в первую очередь необходимо учитывать динамику ВВП», – поясняет эксперт.

Возможно, если бы в статистике учитывался плохо наблюдаемый серый сектор, то показатели производительности труда в России стали бы лучше. Мнения экспертов о том, насколько это предположение правдоподобно, разделились.

«По экспертным оценкам, теневой сектор в РФ составляет 30–40%. Как правило, это мелкий и средний бизнес, в котором достаточно интенсивный труд, и можно предположить, что в нем выше производительность труда, потому что для того, чтобы выжить, малый и средний бизнес оптимизирует и численность, и затраты, – поясняет доцент Российского экономического университета Людмила Иванова-Швец. – А снижает показатель производительности труда раздутая численность персонала во многих крупных компаниях, особенно на уровне среднего менеджмента. Также негативно сказывается ситуация в госсекторе». По мнению экономиста, чтобы достичь хотя бы минимального уровня производительности труда стран ОЭСР, «необходимо предпринять радикальные шаги по оптимизации численности в госсекторе и крупных компаниях, по изменению объема теневого сектора».

«С учетом данных по серому сектору производительность труда, возможно, и повысилась бы, но трудно сказать со всей определенностью. Поскольку в серый сектор входят не только такой мелкий бизнес, который крутится как может, избегая налогов и поборов, но и абсолютно нелегальный бизнес: аферисты, мошенники и взяточники, к которым это понятие просто неприменимо, – отмечает Касьянова. – Отдельно нужно сказать, что производительность труда в госсекторе тоже неравномерна: есть инженеры, а есть чиновники».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Минцифры объявило о хакерской атаке

Минцифры объявило о хакерской атаке

Анастасия Башкатова

Черные пятницы, багбаунти, "университеты" – как функционирует теневой киберрынок

0
1339
Прецедент Коробкова: что ищут бизнес-релоканты в российском суде

Прецедент Коробкова: что ищут бизнес-релоканты в российском суде

Алексей Мухин

0
759
Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Михаил Сергеев

Обрабатывающая промышленность стала единственным драйвером роста ВВП

0
5299
Торможение экономики при обострении внешних  конфликтов – не самый лучший сценарий для России

Торможение экономики при обострении внешних конфликтов – не самый лучший сценарий для России

Михаил Сергеев

Инфляция вызвана во многом административным повышением тарифов

0
5403

Другие новости