Сергей Степашин советует отменить оплату коммунальных услуг для самых уязвимых групп граждан. Фото сайта fondgkh.ru
Глава наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин выступил за социальные гарантии для людей, которые по объективным причинам не могут полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги. В интервью телеканалу НТВ он предложил дифференцированно подходить к неплательщикам, отделив добропорядочных граждан от шпаны, хулиганов и «пьяни болотной».
«Если мы видим, что люди действительно живут неважно, по объективным в том числе причинам, это не пьянь болотная, это не шпана и не хулиганы, это так история сложилась, – вот здесь должны быть социальные гарантии. Здесь надо дифференцированно подходить и по количеству средств, которые они должны платить за жилье», – сказал Степашин. Он обратил внимание, что в России около 20 млн человек (население какой-нибудь большой европейской страны) живут за чертой бедности. Чиновников, которые ратуют исключительно за карательные методы решения проблемы долгов, по словам Степашина, было бы неплохо проверить, за что получают деньги они сами.
Пристальное внимание чиновников различных уровней к насущным проблемам малоимущих, попытка детализации их проблем проявляются не впервые. После резко негативной реакции общества на пенсионную реформу, падения рейтингов политиков, включая президента, и проблем на выборах в регионах стало понятно, что поставленную в майском указе Владимира Путина задачу сократить количество бедных вдвое (с почти 14 до 7%) за шесть лет надо решать быстрее.
Государство предоставляет льготы, то есть возможность платить меньше за ЖКХ, участникам Великой Отечественной войны, инвалидам 1-й и 2-й групп, героям труда, ветеранам боевых действий, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, многодетным семьям, детям репрессированных граждан. Но даже если вы не относитесь к этим категориям, льготу по оплате можно получить и исходя из материального положения. В ЖКХ субсидии предоставляются гражданам и семьям, если они расходуют определенный процент семейного бюджета на оплату коммунальных услуг. Этот порог зависит от региона проживания, в Москве, например, он составляет 10%, но чаще региональные власти устанавливают его на предельно допустимом размере в 22%.
Общий размер долга перед ресурсоснабжающими организациями составляет 1,2 трлн руб., сообщили в Министерстве строительства и ЖКХ в конце января. Из них 750 млрд – это долги населения. Остальное накопили управляющие компании. Сумма выросла за год примерно на 200 млрд, что связывают с ростом цен на топливо.
Однако возникла также тема, что граждане порой просто не знают своих прав и не обращаются за положенной им помощью. То есть задолженность можно было бы погасить не за счет лишних доходов, которым взяться неоткуда, а за счет бюджета, просто перенаправив средства, не поленившись узнать о своих правах и собрать все необходимые справки. Об этом говорила вице-премьер Татьяна Голикова и обещала создать специальный обучающий ресурс. Например, в 90% регионов льготники полностью освобождаются от оплаты за газ и частично, в размере 50%, за свет. История с «чеченским газом» показала, что иногда надо просто проявить свое желание.
После 70 лет пенсионерам предоставляется скидка на пользование услугами коммунальных хозяйств в размере от 30 до 40%. Но для ее получения граждане обязаны обратиться в управляющую компанию по месту регистрации. Не все пожилые люди могут знать об этом, а чиновники лишний раз могут и не подсказать то ли из лени, то ли от особой «любви» к населению.
«Речь идет о необходимости адресной защиты малоимущих, – прокомментировала для «НГ» предложение Степашина председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. – Москвичи получают субсидии в случае, если тратят более 10% своих доходов на услуги ЖКХ. А по стране в среднем 22% надо отдать, только после этого приходит помощь. То есть пенсионеру приходится платить почти до четверти пенсии. При этом применяются нормативы, субсидии охватывают жилье до 33 кв. м, а все, что свыше, оплачивается полностью. Надо пересматривать ситуацию, установив порог самостоятельной оплаты услуг ЖКХ хотя бы в 15% (хотелось бы, 10%, но это предложение не пройдет никогда). Причем это надо делать федеральным стандартом, надо прекратить разговоры о том, что у регионов есть право самим устанавливать порог. Право у них есть, а денег нет, только 11 субъектов Федерации недотационные».
«Речь идет в первую очередь о тех гражданах, кто не может оплачивать коммунальные услуги по сложившимся и не зависящим от них обстоятельствам, так называемый форс-мажор. Например, резкое снижение дохода семьи вследствие продолжительной болезни одного из членов семьи (причем необязательно работающего) или продолжительная задержка зарплаты в связи со сложным финансовым положением работодателя», – сказал «НГ» доцент кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Алексей Яшкин.
Старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Александра Бурдяк называет несколько ситуаций, в которых схема субсидий не срабатывает. «Если речь идет о текущих платежах за ЖКУ и официальных «белых» доходах семьи, когда все проживающие в квартире прописаны, то при недостаточности доходов для оплаты ЖКУ люди обращаются за жилищной субсидией и получают социальную помощь. Однако система может не сработать, когда прописка и место проживания не совпадают у ряда членов семьи, когда есть очень большие накопленные задолженности за много лет (если задолженность небольшая, то ее реструктурируют и постепенно закрывают субсидией), когда вообще нет официальных доходов у семьи (тогда нужно какой-то доход декларировать устно при обращении за субсидией), когда родители малолетних детей проживают в другом месте, они обязаны предоставить справку о доходах, и их доход учитывается при расчете субсидии по месту проживания ребенка. Если у семьи нет возможности предоставить нужные справки – субсидии не будет из-за строгих правил».
Яшкин считает, что расширение системы гарантий ЖКХ возможно за счет беспроцентной рассрочки по оплате коммунальных услуг до восстановления платежеспособности пользователя коммунальными услугами. Впрочем, разработку алгоритма дифференциации тех, кто по не зависящим от него причинам оказался в сложной жизненной ситуации, от тех, кто просто безответственно отнесся к своим обязательствам по уплате ЖКУ, Яшкин называет нетривиальной задачей.
комментарии(0)