Бизнес-омбудсмен Борис Титов уверен, что Россия по-прежнему занимает оборонительную позицию на Всемирном экономическом форуме. Фото со страницы Всемирного экономического форума в Flickr |
Многие чиновники отказываются от запланированных визитов в Давос уже по ходу форума. Так, уже во время проведения ВЭФ визит в Швейцарию отменил глава Минэнерго РФ Александр Новак, который должен был встретиться в Давосе со своими коллегами из Саудовской Аравии Халидом аль-Фалихом и США Риком Пери. Последние министры также не смогли приехать на форум.
От поездки в Давос отказался президент США Дональд Трамп, не пустив на форум и весь Белый дом. По причине нарастающей неопределенности в связи с выходом Великобритании из ЕС не поехала на форум и премьер Великобритании Тереза Мэй. А движение «Желтых жилетов» помешало поездке в Давос президента Франции Эмманюэля Макрона. И похоже, что противоречия только продолжают усиливаться в Европе. Не поехал в этом году в Давос и один из главных «защитников» глобальной торговли – глава КНР Си Цзиньпин.
«В международной системе есть ряд беспорядков. Таким образом, помимо обычных проблем это также приводит к беспокойству по поводу прогнозов роста со стороны МВФ, что означает, что в целом картина довольно мрачная и, возможно, и в идеале заслуживает того, чтобы принести немного больше безопасности в систему, чем волновать людей. Потому что я думаю, что есть много людей, которые более чем готовы выправить международный порядок», – сказала приехавшая в Давос Ангела Меркель.
На фоне нарастающих противоречий в мире основная тема форума – «Глобализация 4.0: формирование глобальной архитектуры в эпоху четвертой промышленной революции» – может оказаться весьма конструктивной попыткой продвижения к более стабильному миру.
«От глобализации кто-то выиграл, а кто-то проиграл. Она сыграла на руку миллионам, сотням миллионов людей. Но есть и проигравшие. Сегодня понятие социальной справедливости приобретает большее значение. В нынешний век социальных сетей мы больше не можем позволить себе оставить людей позади», – сказал президент ВЭФ Клаус Шваб. По его словам, мировая экономика должна стать более «инклюзивной».
Многие западные СМИ выбор основной темы ВЭФ ставят под сомнение. Давосская элита давно раскололась на несколько лагерей, признает немецкая Spiegel. «В эру стремительной глобализации 1990-х и нулевых годов ведущие представители политики, экономики и науки придерживались приблизительно единой точки зрения: они делали ставку на дальнейшую интеграцию рынков, укрепление международного сотрудничества, действенные международные институты… Однако этот дух улетучивается. Между государствами и обществами разверзается глубокая пропасть», – сообщает издание.
В итоге западная либеральная бизнес-модель больше не считается примером, на который равняются остальные. «Общества на глазах распадаются на группы, каждая из которых кричит о собственной идентичности», – говорится в статье.
Что же касается экономики, продолжает Spiegel, то здесь, «несмотря на необъятные технологические прорывы, пребывает в стагнации продуктивность. Несмотря на подъем экономики, зарплаты... почти не растут... на рынках капитала образуются все новые пузыри».
При этом тема неравенства также является одной из ключевых этого форума. Издание Asia Times, рассуждая об особенностях текущей встречи в Давосе, задается вопросом двойных стандартов и указывает на дальнейший рост неравенства в мире. СМИ приводит выдержи из исследования Oxfam. В нем, в частности, указывается, что в настоящее время в мире насчитывается свыше 2 тыс. миллиардеров, число которых удвоилось со времени финансового кризиса 2007–2008 годов. При этом совокупное богатство 26 человек из этого списка эквивалентно общему доходу 3,8 млрд беднейших человек планеты и составляет 1,4 трлн долл., следует из исследования.
Геополитическая неопределенность и угрозы дальнейшего замедления роста мировой экономики – важная часть дискуссий на ВЭФ. Этой теме был посвящен и представленный накануне старта форума доклад МВФ (см. «НГ» от 22.01.19). Настроение топ-менеджеров по всему миру уже значительно ухудшилось, замечает немецкая Welt. «Экономическая элита смотрит в будущее с таким пессимизмом, какого не наблюдалось со времен финансового кризиса 2009 года», – сообщает СМИ. Если мировой бизнес верит в глобализацию, то направляет свои инвестиции по всему миру, выстраивает глобальные производственные цепочки, и таким образом мир становится более сплоченным. «Если у них есть страх перед протекционизмом, они снова начинают сильнее сосредотачивать производство на местных рынках», – рассуждает издание.
Российская делегация форума в Давосе расписывала потенциальным инвесторам успехи РФ. Фото со страницы Всемирного экономического форума в Flickr |
Политический паралич в крупных развитых экономиках и изношенные торговые связи вызывают у участников ВЭФ напряжение, пишет американская Wall Street Journal (WSJ). Издание указывает, что нынешняя степень политической неопределенности не наблюдалась с 1970-х годов. ВЭФ до сих пор является оплотом мировой элиты и защитником свободной торговли, однако мир продолжает охватывать волна популизма как реакция на растущее неравенство, заключает газета.
На фоне того, что весь мир постепенно отворачивается от Давоса, российская делегация, которая в урезанном составе все-таки доехала до Швейцарских Альп, пытается прорекламировать страну на западном рынке и мотивировать иностранных инвесторов вкладываться в РФ. «Мы пытаемся вести политику, от которой выиграли бы все россияне», – заверил присутствующих на сессии ВЭФ, посвященной России, глава Минэкономразвития Максим Орешкин, слова которого приводит Би-би-си. По его словам, правительство решает текущие проблемы и пытается поднять инвестиционный климат на новый уровень. «Мы стараемся действовать поступательно. После кризисных 2014–2015 годов мы добились макроэкономической стабильности, реализовали инфляционное таргетирование… В рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия поднялась за последние годы до 21-го места», – продолжил он.
Российская делегация попыталась уверить глобальный бизнес, что Запад России все-таки нужен, несмотря на действие санкций. «Один из пагубных эффектов санкций – это то, что они снижают объем либеральной повестки дня в России. По сути, ограничения в отношении России заставляют многих людей в РФ считать, что нам не нужны связи с Западом, нам не нужны связи с США, мы будем делать все сами», – сказал глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. При этом подчеркнул, что Россия тем не менее приспособилась к санкциям. «Рост (ВВП) составляет 2%, цены на нефть стабильны, то есть никакого существенного влияния нет», – продолжил он. Однако, подчеркнул Дмитриев, «есть последствия с точки зрения изоляционизма в умах многих россиян, которые считают, что, может быть, нам не следовало бы столько сотрудничать с Западом». То есть, по версии главы РФПИ, именно россияне в большинстве своем не хотели бы сотрудничества РФ с Западом.
«Россия хочет быть позитивным игроком в мире, давайте будем работать над позитивной повесткой дня и будем продвигать повестку дня в сфере инвестиций и предпринимательства», – попытался заверить он участников ВЭФ.
Частично эту мысль поддержал и бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Вывод один – разговаривать можно. Какие бы ни были у нас полярные взгляды, что бы ни наворотили сегодня политики, как бы они ни обострили ситуацию в мире, какой бы тяжелой она ни казалась со стороны, разговаривать можно. В первую очередь на уровне бизнеса, и он это делает», – сказал он, заверив, что Россия и Запад все еще способны «сделать и съесть совместный омлет». При этом он признал, что РФ по большей части посещает форум не столько в качестве весомого глобального игрока, сколько в роли бедного родственника.
«Мы раньше всегда ездили в Давос с атакующей позицией, хотели завоевывать экономическое пространство: рассказывать о себе, привлекать гостей, инвесторов в Россию… Сейчас мы берем паузу. Сегодня это больше позиция оборонительная, наверное, поэтому и не такое высокий уровень участия нашей страны: меньше бизнеса, меньше власти», – указал он, подчеркнув, что стране необходимо участвовать в дискуссии по новым технологиям: цифровизации, биотехнологии, новым технологиям в области энергетики.
По мнению же экспертов «НГ», Россия все еще способна полноценно включиться в глобальную цепочку производства. «Шансы есть. Мы можем успеть заскочить в последний вагон уходящего поезда», - уверена доцент кафедры экономики Российского экономического университета им Плеханова Ольга Лебединская. Она считает, что существенному рывку будет способствовать и создание инновационных кластеров в стране. «Это - существенный рывок в международных рейтингах, повышение статуса научных сотрудников. Инновационный кластер приблизит момент рывка в стране и даст главное условие - финансовый импульс», - полагает эксперт.
«Технически Россия в глобальные цепочки уже включена. Однако нашему государству отведена роль ресурсной базы», - говорит управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. Патологическая замкнутость экономики на обслуживании государственного и топливно-энергетического секторов, приводит к тому, что малый и средний бизнес, являющийся в развитых странах основным двигателем инновационного производства и генератором нематериальных активов, у нас фактически отсутствует, продолжает он.
«Инновационное производство, цифровая экономика и прочие громкие фразеологизмы, к сожалению, все чаще остаются на словах. На деле же даже добывающий сектор вынужден импортировать технику и технологии для разработки недр и отказываться от сложных проектов в результате ограничения доступа к ним. Исправить эту ситуацию может только обесценивание нефти, поскольку только в такой ситуации государство начинает переходить от слов о диверсификации к стимулированию развития обрабатывающего сектора», - замечает Жарский.
комментарии(0)