0
4825
Газета Экономика Печатная версия

14.01.2019 20:42:00

В мире продажи авто падают, а в России – растут

Покупка "железных коней" перестала быть индикатором благополучия населения

Тэги: автопром, авторынок, покупка, продажа, статистика


автопром, авторынок, покупка, продажа, статистика Эксперты прогнозируют спад интереса россиян к покупке новых авто. Фото Reuters

Продажи автомобилей во многих успешных странах снижаются, а в России они растут – на радость чиновникам, которым нужны доказательства их экономических достижений. В Китае или в США за 2018 год зафиксирована стагнация авторынка. В России же по итогам года продажи легковых автомобилей увеличились на 13% при почти нулевом приросте реальных доходов населения. Это значит, что расширение авторынка далеко не всегда является надежным индикатором роста благосостояния населения в целом.

В декабре 2018 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей выросли на 5,6%, сообщили в понедельник в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По итогам прошлого года продажи «железных коней» подскочили в РФ почти на 13%. В целом с января по декабрь 2018 года в РФ было продано свыше 1,8 млн легковых автомашин.

Таким образом, рассказывают в ассоциации, российский рынок показывал рост на протяжении 12 месяцев подряд и остался на пятом месте среди автомобильных рынков европейских стран.

Заметим, продажи продукции отечественного автопрома и показатели машиностроения остаются одним из главных маркеров производственной активности в РФ, за которыми активно следят в правительстве. На это, в частности, указывают и меры господдержки отрасли, призванные стимулировать спрос на продукцию автопрома.

Примечательно, что в отличие от РФ мировой авторынок демонстрирует стагнацию или даже снижение. К примеру, по итогам ноября 2018-го продажи легковых и легких коммерческих автомобилей снизились на 7,3%, сообщали в консалтинговой компании LMC Automotive. В целом же по итогам 11 месяцев прошлого года в мире было реализовано около 86,6 млн штук, что на 0,1% выше показателей прошлого года. При этом крупнейшие авторынки мира демонстрировали снижение.

К примеру, продажи автомобилей в КНР в 2018 году, по данным Китайской ассоциации пассажирских автомобилей (China Passenger Car Association, CPCA), сократились на 6%, до 22,7 млн, следовало из данных. И продажи авто снизились в Поднебесной впервые за более чем 20 лет. В текущем году продажи машин должны показать схожую динамику, ожидают аналитики.

Подобное сокращение выглядит удивительно, если учесть, что экономика КНР хоть и замедляется, но растет выше 6% в год, а располагаемые доходы населения увеличиваются на 7% в год.

Незначительно вырос по итогам прошлого года и авторынок в Штатах. В США за весь 2018 год было продано около 17,4 млн автомобилей, что лишь на 1% выше показателей 2017 года. И это при том, что экономика страны по итогам третьего квартала выросла на 3,4%, а располагаемые доходы американцев увеличиваются в среднем на 0,3% в месяц.

Экономика РФ в третьем квартале 2018-го выросла на 1,5%, однако доходы населения фактически показали снижение уже пятый год подряд. И если в странах, где наблюдается рост ВВП и реальных доходов продажи новых авто проседают, то как объяснить взрывной спрос на авто в РФ?

Продажи новых автомобилей – это важный индикатор, отражающий уровень экономического развития и благосостояния населения, говорит аналитик компании «Солид» Вадим Кравчук. Однако применительно к РФ существует ряд ремарок.

Текущий рост продаж автомобилей в России никак не связан с показателями улучшения качества жизни населения, считают эксперты «НГ». «Большинство покупаемых автомобилей приобретаются в кредит», – напоминает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Рынок легковых автомобилей завязан на кредиты. Поэтому вместе с кредитным бумом в 2018 году мы наблюдали продолжение роста продаж. Кроме того, автопроизводители всячески стимулировали спрос за счет скидок и различных программ по замене старых автомобилей в счет покупки новых», – продолжает руководитель Центра аналитической информации TeleTrade Сергей Лысаков.

Отметим, только за 10 месяцев прошлого года в стране было выдано автокредитов на общую сумму в 485 млрд руб., что на 23% больше аналогичных показателей 2017 года.

Кроме того, напоминает партнер логистической компании «Точка-Точка» Артем Марчук, вплоть до 2017 года рынок продаж новых автомобилей падал начиная с 2012-го. «И часть автовладельцев в период 2015–2016 годов отказалась от обновления транспортного средства, из-за чего средний срок владения автомобилем вырос. Поэтому для ряда собственников просто подошло время менять машину», – полагает предправления «Авилон» Андрей Павлович. Таким образом, рост продаж легковых автомобилей действительно мог бы служить признаком улучшения благосостояния населения, если бы не распространенность кредитных программ и государственных субсидий, рассуждает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.

Мало того, продолжает руководитель направления компании «АвтоСпецЦентр»  Александр Захаров, спрос на новые авто был смещен на конец 2018 года в связи с ожиданием изменения ставки НДС и неизбежного повышения цен на все автомобили. «Повышение ключевой ставки и изменение курса рубля к основным мировым валютам в конце 2018 года также разогрели рынок», – полагает он. Захаров также обращает внимание на увеличение доли корпоративных продаж автотранспорта для такси и каршеринга. «Другими словами, увеличение спроса было вызвано искусственно», – подчеркивает эксперт.

Это значит, что граждане и организации, поменявшие старый автомобиль на новый, теперь не будут предъявлять спрос как минимум в следующие три-четыре года, полагает Жарский. «Поэтому ожидать от 2019 года такого же двухзначного роста не стоит, тем более что у домохозяйств и предприятий будет много других проблем, например, рост НДС и инфляции, что будет отъедать и от доходов, и от сбережений», – рассуждает он.

«Цены на новые автомобили в 2019 году продолжат расти за счет роста налоговой нагрузки, роста цен на импортные комплектующие. Дополнительные ограничения в виде роста штрафов также будут снижать привлекательность покупки. Но основным фактором будут стагнирующие доходы населения», – подчеркивает Лысаков.

В АЕБ полагают, что по итогам текущего года продажи автомобилей в РФ вырастут на 3,6%. Причину сдержанного роста они объясняют угрозой введения новых санкций и последствиями от повышения ставки НДС.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
1988
Квартирный вопрос становится риторическим

Квартирный вопрос становится риторическим

Анастасия Башкатова

Ставки по ипотеке заставят заемщиков в 3–6 раз переплачивать за купленное жилье

0
2521
Формирование феномена "Белоруснефти"

Формирование феномена "Белоруснефти"

Михаил Стрелец

Компания перешла к рациональной разработке залежей и сотрудничеству с зарубежными партнерами

0
2564
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
3953

Другие новости