0
2273
Газета Экономика Печатная версия

26.12.2018 21:00:00

Локализация не в ущерб качеству

Как обеспечить реальное импортозамещение производства автокомпонентов в России

Тэги: автопром, импортозамещение, локализация, горьковский автозавод


О необходимости импортозамещения и локализации в российском автопроме сегодня говорят много. Вопрос в том, насколько это реалистично. Например, Горьковский автозавод – лидер отрасли в производстве коммерческих автомобилей – конкурирует на отечественном рынке со всеми мировыми производителями, которые работают в соответствующем сегменте, а кроме того, продает свою продукцию в 50 странах мира. В такой ситуации перед производителем стоит необходимость соблюдать баланс между качеством продукции и уровнем локализации. Но сегодняшний уровень ряда российских поставщиков делает этот процесс крайне сложным.

Как ГАЗ отбирает поставщиков

Уже больше десяти лет доля ГАЗа на рынке держится на уровне 50% по легким коммерческим автомобилям и более 60% – по среднетоннажным грузовикам. Одна из причин стабильного спроса – выгодное сочетание цены, качества и функциональности автомобилей. Поэтому перед всеми службами ГАЗа стоит задача – обеспечить оптимальное сочетание надежности, функциональности и стоимости автокомпонентов. Ведь если элемент автомобиля не выполняет свою функцию или недостаточно надежен, это обернется убытками для потребителя. А слишком высокая стоимость изделия приведет к удорожанию машины и соответственно снижению экономической эффективности для бизнеса.

Система отбора поставщиков в ГАЗе построена на основе аудита производственных процессов контрагентов. У многих компаний в представленном для испытаний эталонном образце все может быть нормально, а в серийных поставках могут обнаружиться значительные отклонения по важным показателям. Поэтому обязательное условие для получения права поставлять детали на конвейер ГАЗа – изучение технологических процессов поставщика, используемого оборудования, системы проверки этого оборудования, системы управления качеством на предприятии в целом.

При этом в Группе ГАЗ не делают различия между внутренними и внешними поставщиками комплектующих – для всех действуют единые стандарты качества и правила приемки РРАР (Production Part Approval Process – процесс согласования производства части). Только после тщательного анализа производственных процессов партнеров, изучения качества компонентов на всех стадиях жизненного цикла в компании принимается решение о покупке продукции того или иного поставщика.

Понимая, насколько важна цена машины для потребителей, ГАЗ не может допустить и удорожания комплектующих из-за неэффективности производственных процессов у поставщика. Поэтому ГАЗ анализирует и издержки, и производственные системы своих контрагентов и при необходимости направляет своих экспертов, оказывает консультационную помощь. В результате поставщик снижает свои издержки, его продукция становится дешевле, а автомобили ГАЗа – более конкурентоспособными.

Выбор российского не в ущерб качеству

Важный вопрос для любой российской компании – локализация компонентов. Сейчас на ГАЗе комплектующие закупаются у производителей, специализирующихся на конкретных видах продукции и имеющих производственные компетенции в этой области. Наличие у поставщика собственного производства в России – важный фактор при принятии решения о закупке, но нерешающий. Далеко не все российские производители компонентов могут обеспечить стабильное качество продукции и продемонстрировать надежность технологических процессов.

В последние годы ситуация с российскими производителями меняется к лучшему. В тех случаях, когда российский производитель готов предложить качественный продукт по конкурентоспособной цене, ГАЗ рассматривает возможность замены иностранного поставщика на отечественного. Как говорят руководители предприятия, это происходит не столько из патриотических соображений, сколько из четкой бизнес-логики. Товары, произведенные в рублевой зоне, не зависят от колебаний валютных курсов, а кроме того, близость поставщика и его присутствие в едином таможенном пространстве обеспечивают высокую гибкость при заказе, изменении номенклатуры, организации логистики. Но для начала необходимо убедиться в умении производителя компонентов обеспечивать стабильное качество на серийных партиях продукции. В тех случаях, когда производитель компонентов стремится соответствовать требуемым стандартам качества, ГАЗ поддерживает таких партнеров и помогает им.

При этом доля отечественных комплектующих в автомобилях ГАЗа растет. Лет пять назад, при запуске семейства NEXT, на импортные комплектующие приходилось до 50% стоимости готового автомобиля, сейчас – 20–30%. Этому способствуют и собственные автокомпонентные проекты ГАЗа, который сегодня фактически является площадкой для локализации компонентной базы российского автопрома. На территории завода работает целый ряд современных автокомпонентных производств, включая СП ГАЗа с зарубежными производителями, которые обеспечивают качественными комплектующими и собственные конвейеры предприятия, и сторонних автопроизводителей.

Проблема ложной локализации

Одна из проблем автокомпонентной отрасли – так называемая ложная локализация производства. Некоторые компании объявляют себя российскими производителями, чтобы получать государственные льготы и преференции. При этом, по сути, степень локализации их продукции составляет менее 20%, а иногда – даже менее 10%. Если речь идет о производстве автомобильных узлов, то такие компании выполняют лишь несколько простейших сборочных операций, фактически просто прикручивая друг к другу импортированные компоненты. А в химической промышленности такие компании просто смешивают несколько импортных компонентов.

Это касается в том числе производства лакокрасочной продукции. Эксперты вспоминают, как из-за некачественной краски, которую изготавливает один из крупнейших российских производителей, машины ржавели, не успев доехать даже до первого техосмотра. Продукция одного из крупных российских производителей лакокрасочной продукции почти на 80% состоит из импортных составляющих среднего качества (в основном из Китая) и тоже привязана к курсу валют. При этом такие компании навязывают автопроизводителям невыгодные по сравнению с зарубежными условия оплаты и стремятся монополизировать поставки для российских заказчиков.

Такая псевдолокализация ведет не к снижению, а к увеличению рисков по сравнению с закупками напрямую от зарубежных производителей. Псевдороссийская продукция также зависит от колебаний валютных курсов, от прихотей регулирующих органов других стран (например, от санкций), от сложных логистических цепочек. Постоянное удорожание импортных поставок приводит к удорожанию и готовой продукции. А маленькие объемы производства и вызванное ими отсутствие налаженных технологических процессов ведут еще и к проблемам качества, которых не имеют международные производители.

Выход – государство должно стимулировать создание качественной компонентной базы в стране. Ведь помимо того, что из этого складывается себестоимость продукции, снижается зависимость от колебаний валютных курсов, это еще и основа технологической безопасности страны. Необходимо определить на отраслевом уровне узлы и технологии, которые с точки зрения максимизации добавленной стоимости целесообразно разрабатывать и производить в РФ. И, основываясь на этом, поддерживать компетенции по имеющимся технологиям и развивать там, где их недостаточно. Только тогда в стране будет реальное импортозамещение, а не основанное на лоббистских усилиях псевдороссийских производителей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
920
4. Немецкий автопром проиграл конкурентам из Китая на собственном рынке

4. Немецкий автопром проиграл конкурентам из Китая на собственном рынке

Евросоюз пытается спасти внутреннее производство за счет таможенных барьеров

0
967
Константин Ремчуков. В КНР думают над «созданием неподкупного аппарата»;  уже 181 китайский ВУЗ предлагает к изучению русский язык

Константин Ремчуков. В КНР думают над «созданием неподкупного аппарата»; уже 181 китайский ВУЗ предлагает к изучению русский язык

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 09.12.24

0
12138
В автопроме и в жилищном строительстве России нарастают негативные процессы

В автопроме и в жилищном строительстве России нарастают негативные процессы

Михаил Сергеев

0
8815

Другие новости