Найдут ли правоохранительные органы средства на погашение долгов по зарплате работников авиакомпании "Трансаэро"?
Считается, что эпоха дикого капитализма ушла в прошлое вместе с 90-ми. И государство вспомнило о Конституции и своем социальном характере. В кризис 2008 года руководителей коммерческих структур даже стали привлекать к уголовной ответственности за невыплату заработной платы. Отечественному бизнесу очень внятно дали понять - закрывать финансовые дыры, возникшие в результате неэффективного управления, за счет работников всем не позволят.
Надо отдать должное правоохранителям: когда очередная компания идет ко дну, органы пристально следят за тем, чтобы в процедуре банкротства в первую очередь выплачивались долги по зарплате. Беда только в том, что это происходит уже на руинах бизнеса. Не находя денег, правоохранители усиленно ищут к кому обратить сакраментальный вопрос: где деньги? Ответ, зачастую, находится быстро. Только отвечать, как правило, приходится стрелочникам.
По этому сценарию развивается ситуация с выплатой/невыплатой (нужное подчеркнуть) заработной платы трудовому коллективу компании «Трансаэро».
В прошлом году московское межрегиональное следственное управление на транспорте СКР возбудило уголовное дело в отношении тогдашнего генерального директора АК «Трансаэро» Александра Бурдина по факту невыплаты зарплаты свыше двух месяцев (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ), сообщал
«Коммерсант». По версии следствия, с марта по октябрь 2016 года несколько тысяч работников авиакомпании не дополучили более 400 млн руб. Впоследствии, как пишет
«Версия», Бурдина вместе с арбитражным управляющим Михаилом Котовым заподозрили еще и в растрате средств должника. Судя по материалам СМИ, можно сделать вывод, что следствие выстраивает логически связанную цепочку: денег на выплату зарплаты нет, потому что их мог похитить Бурдин, а помогать Бурдину мог Котов - и требовать деньги следует именно с них.
Но так ли это логично?
Напомним читателю, что банкротство авиакомпании началось в первых числах декабря 2015 года. Два предыдущих года формально были самыми «хлебными» для компании. В 2013 и 2014 годах выручка была самой большой – 105 и 114 млрд рублей соответственно. Зато именно в 2014 году, как писали
«Ведомости», образовался убыток в размере 14 млрд рублей, а задолженность выросла аж на 70 миллиардов! В 2013 она составляла 90 млрд., а в 2014 выросла до 160.
Последний год работы «Трансаэро» был тоже убыточным. При этом компания все набирала и набирала банковские кредиты, якобы, на приобретение флота, который, как потом выяснилось, был приобретен по лизинговым (а вовсе не кредитным!) схемам. Объясним читателю, в чем тут тонкость. Лизинговая схема позволяет покупать новую авиационную технику, перепродавать ее и снова покупать у лизинговых компаний, но уже по завышенной цене. Бенефициаром подобных «сделок» являются, как правило, сами хозяева бизнеса, которые могут выводить из компании и отмывать десятки миллиардов рублей.
Похожие лизинговые кульбиты, как полагали эксперты, могли стать причиной проблем компании к середине 2015 года. В этот период генеральным директором «Трансаэро» была Ольга Плешакова, председателем Совета директоров являлся ее муж - Александр Плешаков, а мама мужа Татьяна Анодина – членом Совета директоров, и они втроем были основными акционерами компании. Внимание вопрос: могли ли странные сделки, способные обрушить компанию, проходить без ведома руководства и главных акционеров?
Не для того ли, чтобы избежать наступления ответственности, незадолго до начала банкротства, в конце августа Ольга Плешакова сменила своего мужа на посту председателя совета директоров? Судя публикациям СМИ, место генерального директора занял Дмитрий Ерзакович. Этот эпизодический персонаж пробыл в должности директора всего неделю и уступил кресло Дмитрию Сапрыкину. Похоже, Сапрыкину хватило 16 дней чтобы разобраться в сути происходящего и он уступил место Валерию Зайцеву. Последний задержался на посту, больше напоминавшем горячую сковородку, целых три недели в самом конце ноября отдал его Бурдину, рассказывал последний изданию
«Лента».
Примерно через неделю, после вступления Бурдина в должность, Арбитражный суд ввел в авиакомпании первую процедуру банкротства – наблюдение. Временным управляющим суд назначил Михаила Котова. Но можно предположить, что проблемы «Трансаэро» возникли ДО банкротства. И причиной проблем была, видимо, скажем аккуратно, «странная» финансовая политика, проводимая семьей Плешаковых – Анодиной.
Например, осенью 2015 года, когда авиакомпания все еще продавала билеты и перевозила пассажиров, которые, понятное дело, исправно оплачивали покупку билетов. К тому моменту предприятие задолжало своим 9,2 тысячам работников 700 млн рублей. Причем эта задолженность накапливалась с начала лета. Одновременно копились долги и перед пенсионным фондом, куда перестали перечислять взносы еще в конце 2014 года и на дату введения процедуры банкротства составили более 1 млрд рублей. Фактически, можно сказать, что работники были ограблены дважды.
В начале декабря арбитражный суд объявил о банкротстве «Трансаэро» и за этим последовали увольнения. К июлю 2016 года в авиакомпании осталось только 239 работающих специалистов, сообщал сайт компании, по данным которого, неуволенными также остались 117 льготников и 990 сотрудниц, которые находятся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком.
Одновременно с увольнениями началось погашение накопленной задолженности перед работниками, а также выплаты компенсаций в связи с увольнением.
«Всего с ноября 2015 года на погашение заработной платы было перечислено 3,02 млрд. руб., - передавал слова Бурдина сайт Содружества авиационных экспертов
AEX.RU,- Из которых более 736 млн. руб. пришлось на компенсацию неиспользованного отпуска и более 2,2 млрд. руб. - на саму зарплату».
Пик выплат по заработной плате пришелся на февраль 2016 года, когда сотрудники получили 1,5 млрд руб. В мае 2016 года на эти цели было перечислено 444 млн руб., сообщалось в пресс-релизе «Трансаэро», который приводит агентство
«Финновости».
«Долги по заработной плате бывшим сотрудникам ОАО «АК «Трансаэро», сокращенным 4 марта 2016 года, были погашены полностью на начало июня, кроме того, на начало сентября 2016 года полностью погашена задолженность за неиспользованный отпуск», — заявил тогда еще генеральный директор авиакомпании Александр Бурдин агентству
РИА «Новости» 20 сентября 2016 года.
За пол года до этого
ТАСС сообщал, что по данным Государственной инспекции труда по городу Санкт-Петербургу, задолженность авиакомпании «Трансаэро» по зарплате в городе, по состоянию на 11 апреля 2016 года, составляла 851,065 млн руб. Долги «Трансаэро» по зарплате на 1 февраля 2016 года составляли 1,31 млрд руб. Задолженность имелась перед 8 тыс. 399 сотрудникам. А на 14 марта долги составляли уже 36,2 млн руб. перед 273 сотрудникам.
В сентябре 2016 года генеральный директор авиакомпании официально отчитался перед надзорными органами и арбитражным управляющим о полном погашении задолженности.
Именно в это время и возбуждается первое дело о невыплате зарплаты в «Трансаэро». В отношении Плешаковой? В отношении Сапрыкина? Нет. В отношении Бурдина.
Долги по зарплате действительно были погашены, но остались неисполненными обязательства авиакомпании перед работниками за разъездной характер работы и некоторые другие выплаты.
Работники-потерпевшие рассчитывают на свое заработанное и требуют от правоохранителей скорейшего возврата активов ОАО АК «Трансаэро», которые, как они полагают, были выведены и сокрыты при «семье – Анодиной - Плешаковых- Рязанцевых (Сергей Рязанцев, как пишет
Forbes, муж дочери Плешаковой)». Ждут люди, конечно, и контроля распродажи имущества в процедуре банкротства конкурсным управляющим.
Плешаковы и Бурдин давно живут за пределами Отечества, их достать затруднительно. А бывший арбитражный управляющий Котов вот он, здесь, является в следствие по первому зову. Так кого арестовывать? Конечно Котова! – так, видимо, полагают силовики. Его и арестовали, вменив ему в вину, что управляющий, якобы, так исказил финансовую отчетность должника, что, цитируем, «данные обстоятельства не позволили Котову М.С. обоснованно определить признаки преднамеренного банкротства». В реальности дело обстоит ровно наоборот. Но именно Котов провел финансовый анализ, обнаружил признаки преднамеренного банкротства, и направил в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области соответствующие заявление. Используя выводы Котова несколько банков обратились в следственные органы с заявлениями о преступлении.
Удивительно, правда? При Плешаковых и назначаемых ими директорах компания пришла к банкротству, были заключены непонятные сделки на миллиарды рублей, накоплены огромные долги. При этом такие управленцы или прекрасно живут в европейских странах, или продолжают «развивать» российскую авиацию до настоящего времени.
Котов выявил эти нарушения, сообщил правоохранительным органам, при нем в «Трансаэро» задолженность перед работниками сократилась более, чем на 3 млрд рублей, и живет он теперь в казенном доме, именуемом в народе «Матросской тишиной».
Как в старом анекдоте, ищут деньги не там, где потеряли, а там, где светло.
Обвиняя Котова, следствие уводит из-под удара истинных виновников гигантских хищений средств кредиторов - это очевидно даже неискушенному наблюдателю. А следствию не очевидно.
Не может следствие, спросим мы: где деньги, Оль?
комментарии(0)