0
4665
Газета Экономика Печатная версия

15.11.2018 19:46:00

Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Российские предприниматели не ощутили пользы от переизбытка денег в казне и резервах

Тэги: бюджетный кризис, бизнес, инфляция, внешняя политика, вэф


бюджетный кризис, бизнес, инфляция, внешняя политика, вэф Всемирный экономический форум дает бизнесменам повод обсудить все их риски. Фото со страницы WEF в Flickr

В РФ складывается парадоксальная ситуация: российский бюджет исполняется с рекордным профицитом, низкая инфляция пока близка к целевым ориентирам Центробанка. Однако российские предприниматели признаются, что три их самых главных страха в РФ – это бюджетный кризис, межгосударственные конфликты и неуправляемая инфляция. К такому результату пришли специалисты Всемирного экономического форума (WEF).

Российский список угроз для бизнеса отличается от общемировых опасений, свидетельствует новый отчет «Региональные риски ведения бизнеса», выпущенный специалистами WEF и основанный на ответах более 12,5 тыс. руководителей из 140 стран.

Опрошенным в этом году предпринимателям предлагалось выбрать пять рисков, которые будут представлять основную угрозу их бизнесу в ближайшие 10 лет. В различных регионах мира на первое место вышли совершенно разные угрозы.

В Европе, Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в Северной Америке риском номер один стали киберугрозы. В Латинской Америке и Южной Азии на первом месте страх возможного краха государственного управления. Регионы, богатые энергоресурсами, – Евразия, Ближний Восток и Северная Африка – назвали основным риском резкие изменения цен на энергоносители. Безработицу поставили на первое место в странах Африки южнее Сахары.

Если говорить про Россию, то в этом случае «результаты опроса имеют существенные отличия от Евразийского макрорегиона и общемировых показателей», сообщают исследователи.

Самыми главными рисками на ближайшие 10 лет российские предприниматели назвали бюджетный кризис, межгосударственные конфликты и неуправляемую инфляцию. Далее следует крах финансового механизма или институтов. И только на пятом месте – резкие изменения цен на энергоносители.

В России было опрошено более 300 владельцев бизнеса промышленных, нефте- и газодобывающих компаний, компаний IT и телеком-сектора, строительства, топливно-энергетического комплекса и ЖКХ, оборонно-промышленного комплекса, транспортных и логистических компаний, сообщили «НГ» в консалтинговой компании Strategy Partners (вместе с Евразийским институтом конкурентоспособности она выступила партнером проведения опроса в России).

Российские бизнесмены не уделили внимания таким рискам, как безработица и киберугрозы. И они «сравнительно низко оценили риск изменения цен на энергоносители». «Это интересный феномен с учетом того, насколько остро влияет на экономику страны волатильность цен, как, например, это было при их резком спаде в 2014 году», – замечают исследователи.

Ключевым риском для бизнес-руководителей в РФ стал бюджетный кризис. Исследователи поясняют: «Согласно выводам доклада, это может быть связано со сравнительно высокой экономической активностью в теневой экономике. Что, в свою очередь, создает потенциальные риски для честных компаний: их теневые конкуренты находятся вне видимости налоговых органов, поэтому основная нагрузка по восполнению объема налоговых поступлений в бюджет страны может лечь именно на них (на честные компании. – «НГ»)».

«Межгосударственный конфликт» занимает второе место в РФ и Евразии в целом: ни один другой макрорегион не поставил этот риск в первую пятерку.

Действительно, для России удивительным кажется не только столь «легкое» отношение бизнеса к колебаниям цен на энергоносители, но и чуть ли не алармистский взгляд на ситуацию с бюджетом и инфляцией. И это – в условиях, когда федеральный бюджет исполняется с рекордным после 2008 года профицитом (по итогам января–октября – 3,6% ВВП) и когда инфляция, несмотря на ускорение, пока близка к целевому ориентиру в 4%.

«Считаю наступление в России бюджетного кризиса маловероятным сценарием, – сказала «НГ» аналитик компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. – Более вероятной кажется неуправляемая инфляция, поскольку инфляционные ожидания в нашей стране не заякорены. Для России характерен перенос валютного курса на цены. Валютный курс у нас плавает и уязвим к спекулятивным атакам».

Между тем в ответах российских участников опроса WEF все же есть логика. Фактически они описали целиком весь клубок взаимосвязанных друг с другом проблем. Ведь следствием резкого нефтяного обвала и окончательного ухудшения межгосударственных отношений как раз станут бюджетный кризис с крахом финансовых механизмов и неуправляемой инфляцией.

Опрошенные «НГ» эксперты дополняют список угроз своими вариантами. «Другие весомые факторы после цен на энергоносители – это пресловутый инвестиционный климат (сюда же отнесем пристальное внимание силовиков к предпринимателям) и доступность кредитования», – говорит член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова.

«В целом результаты опроса показывают крайнюю степень зависимости российского бизнеса, частного сектора от государства», – замечает эксперт компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. По его словам, госсектор влияет на финансовое благополучие бизнеса посредством размещения контрактов на поставку товаров и услуг.

Также сказывается в целом внешняя политика государства. О трудностях взаимоотношения с другими странами свидетельствуют в том числе перипетии вокруг предстоящего Всемирного экономического форума в Давосе. Сначала в СМИ появилась информация, что некоторых российских бизнесменов не пустят на Давосский форум. Затем премьер Дмитрий Медведев пригрозил отказом России от участия в форуме. После чего в четверг президент Владимир Путин объявил, что каждый предприниматель сам может решить, ехать ему в Давос или нет, и тем самым снял угрозу бойкота.

Звенигородский продолжает: «У бизнес-сообщества, судя по всему, сформировалось представление о том, что темпы роста экономики уже не связаны со стоимостью энергоресурсов». Похоже, именно поэтому бизнесмены уже не так боятся нефтяных колебаний, судя по данным WEF. «Из-за бюджетного правила сверхприбыли, получаемые от экспорта, отправляются на спецсчета, изымаются из оборота. Фактически нефть для страны, сколько бы она ни стоила на внешнем рынке, стоит теперь в рамках бюджетного правила около 40 долл. за баррель», – поясняет эксперт. Так что, судя по его объяснениям, у несырьевого бизнеса может возникнуть вопрос: какая разница, сколько стоит нефть на рынке, если российская экономика от нее не получит живых денег?    


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


1. Ключевая ставка достигла исторического максимума

1. Ключевая ставка достигла исторического максимума

Центробанк под огнем критики: даже торговля оружием не покроет процентные издержки

0
1566
2. Пенсии непреодолимо отстали от зарплат

2. Пенсии непреодолимо отстали от зарплат

Работающим пенсионерам решили вернуть индексацию, но не полностью

0
2053
4. Налог на прибыль повышен впервые за 15 лет

4. Налог на прибыль повышен впервые за 15 лет

Правительство РФ утвердило параметры инвестиционного вычета для бизнеса

0
1665
Константин Ремчуков. Произошло безвозвратное размежевание на «до» и «после»

Константин Ремчуков. Произошло безвозвратное размежевание на «до» и «после»

Константин Ремчуков

0
2772

Другие новости