0
3029
Газета Экономика Печатная версия

13.11.2018 10:29:00

Четвертый бой правительства России с рынком бензина

Чиновникам кабинета министров пора бы уже пройти «курс молодого бойца»

Рустам Танкаев

Об авторе: Рустам Уланович Танкаев – член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты России, генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал».

Тэги: правительство, бензин, топливо, азс, кризис


правительство, бензин, топливо, азс, кризис Фото pixabay.com

Прав был Экклезиаст, когда говорил, что нет ничего нового под солнцем. Каждый раз, когда в России происходит экономический кризис, за ним следует кризис на рынке бензина. Механизм этого явления прост: на пике экономического кризиса правительство ограничивает цены на бензин для того, чтобы смягчить последствия кризиса, а затем «забывает» вернуться к рыночным ценам. В результате производство и продажа бензина становятся убыточными, появляется дефицит бензина и в некоторых регионах России цены на бензин за день подскакивают в 2-2,5 раза.

Для ликвидации бензинового кризиса кабинет министров обычно создает правительственную комиссию. Весь смысл работы этой высокой комиссии состоит в том, чтобы объяснить чиновникам, что в условиях рыночной экономики нельзя устанавливать фиксированные цены. Для регулирования цен на бензин есть рыночные механизмы: ограничение роста налогов, конкуренция, укрепление национальной валюты и заградительные пошлины на экспорт бензина. После завершения «курса молодого бойца» чиновники, как правило, переходят к разумной работе.

Сейчас в России развивается четвертый бензиновый кризис со времени распада СССР. В четвертый раз наше правительство твердой стопой наступает на те же грабли. По опыту известно, что пострадает от этого население, то есть мы с вами. Очень хочется, чтобы каждый новый состав правительства учился на ошибках предшественников, но нет, они стремятся учиться только на своих ошибках.

В этот раз атака на бензиновый рынок ведется по всем правилам военной науки. С 1 июня с.г. правительство снизило налоговую нагрузку на бензин, то есть, используя рыночный механизм регулирования, временно остановило рост цен. Это позволило выиграть время для того, чтобы перегруппировать силы и начать массированную атаку на бензиновый рынок. Стало очевидно, что в этот раз целью является полная ликвидация рынка бензина и переход к социалистической системе распределения топлива.

31 октября 2018 года правительство собрало всех руководителей компаний, владеющих нефтеперерабатывающими заводами. Им был представлен документ, согласно которому фиксировались отпускные цены на бензин и дизтопливо на уровне июня 2018 года, а также объемы поставок этих топлив в регионы страны на уровне 2017 года плюс три процента. Компаниям было приказано подписать документ и немедленно приступить к его исполнению. После этого правительству надо было бы собрать Президиум РАН и приказать отменить закон всемирного тяготения. Результат был бы тот же – никакой.

Фактически это означает переход к административному регулированию цен и прямому распределению поставок бензина и дизтоплива, то есть к социализму. У социализма, как мы знаем на собственном опыте, есть две главные особенности: тотальный дефицит и черный рынок с ценами в несколько раз выше, чем административно установленные. Я хорошо помню, как вставал в очередь в 6 утра, чтобы к 12 дня купить канистру бензина по официальной цене. При этом в кустах 12-летние мальчишки, неподсудные по статье о спекуляции, без очереди продавали бензин в пять раз дороже.

В результате административного регулирования рынок бензина в России потерял ликвидность. Производство и продажа бензина в среднем приносят убыток в 2 рубля за литр или 2,7 тысячи рублей за тонну. Это видно из отчетов компаний за 9 месяцев, опубликованных на прошлой неделе. Это видно и из разницы цен на бирже и из скачков цен на АЗС. На внутреннем рынке России в этом году будет продано 35 миллионов тонн бензина и 33 миллиона тонн дизтоплива, то есть убытки участников рынка составят 175 миллиардов рублей. Ясно, что и производители, и продавцы сделают все, чтобы уйти с рынка.

После фиксации цен НПЗ на бирже выяснилось, что цены продолжают расти. Рост обеспечивают крупные оптовики, которых правительства назвало «спекулянтами» и предложило запретить им участвовать в биржевой торговле. Роль крупных оптовиков на рынке огромна, вспомните, например компанию Гленкор. Мелкие потребители просто не в состоянии покупать большие партии товара, а НПЗ не могут полностью перейти к мелкооптовой торговле, так как для этого у них нет ни сил, ни средств. Для административного регулирования цен на бензин правительству придется ликвидировать биржу и другие рыночные механизмы.

Если война с рынком бензина затянется, то есть на его восстановление потом уйдут годы. По уже имеющимся результатам работы нынешнего состава правительства видно, к чему приведет атака на рынок бензина. Во-первых, нефтяные компании понесут убытки и снизят дивиденды. Исходя из тех данных, которые раскрыли нефтекомпании в своих отчетах, из-за административного регулирования цен на бензин государственный бюджет 2019 года уже потерял 72 миллиарда рублей. А ведь есть еще потеря части дивидендов «Газпром нефти», да и год еще не кончился. Во-вторых, будет ликвидирована биржевая торговля бензином и дизельным топливом. В-третьих, полностью прекратится реконструкция НПЗ и начнет снижаться качество нефтепродуктов. В-четвертых, будет постоянно сокращаться производство бензина и дизельного топлива и в России возникнет дефицит этих топлив. Дефицит вызовет возникновение черного рынка бензина и дизельного топлива с ценами 200-250 рублей за литр. Наконец, в-пятых, большинство владельцев независимых АЗС разорятся, и их число сократится вдвое – до 12 тысяч АЗС. Во многих регионах останется не более одной АЗС.

Дальнейшие последствия, увы, предсказуемы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Парадокс безработицы в РФ: показатель меньше – не значит, что ситуация лучше

Парадокс безработицы в РФ: показатель меньше – не значит, что ситуация лучше

Анастасия Башкатова

Парадокс безработицы в РФ: показатель меньше – не значит, что ситуация лучше

0
1207
Байру начинает работу на посту премьера Франции с исторически низким рейтингом

Байру начинает работу на посту премьера Франции с исторически низким рейтингом

0
698
Грузия не хочет назад в «светлое будущее»

Грузия не хочет назад в «светлое будущее»

Арчил Сихарулидзе

В Тбилиси сравнивают указания из советской Москвы с требованиями Брюсселя

0
1113
Бывшие власти Абхазии надеются на реванш

Бывшие власти Абхазии надеются на реванш

Игорь Селезнёв

В парламенте республики произошла перестрелка

0
5094

Другие новости