Если ЦСР убедит правительство, то вскоре квитанции по квартплате могут удивить граждан необычными новациями. Фото Антона Белицкого/PhotoXPress.ru
Центр стратегических разработок (ЦСР), в котором Алексей Кудрин пока сохранил пост председателя совета, подготовил предложения, как повысить эффективность и инвестиционную привлекательность жилищно-коммунальной сферы. Судя по материалам ЦСР, чтобы решить проблемы в отрасли, надо переложить на дисциплинированных жильцов ответственность за соседей-неплательщиков. В Минстрое к «круговой поруке» отнеслись настороженно. Эксперты ожидают, что меры ЦСР в случае принятия приведут к росту стоимости услуг ЖКХ на 10%.
Проблема высокой изношенности фондов в сфере ЖКХ не решена. «Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. По данным технической инвентаризации, в РФ физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации», – сообщает ЦСР в докладе «Жилищно-коммунальный комплекс: между политикой и экономикой». Причина – хроническое недофинансирование. В ЦСР перечисляют, как можно было бы повысить эффективность и инвестиционную привлекательность отрасли, однако некоторые предложенные меры выглядят спорно.
Долги в сфере ЖКХ – системное явление. Если говорить о потребителях в жилищном секторе, то дисциплина платежей у населения «в кризисные годы остается достаточно высокой, в целом по стране годовая собираемость жилищно-коммунальных платежей не опускалась ниже 93%». «Тем не менее задача повышения собираемости платежей, безусловно, стоит», – считают в ЦСР.
Исследователи приводят пример: если говорить про суммарную задолженность предприятий теплоснабжения за газ, то она сформирована прежде всего населением (его доля достигает 37%) и самими предприятиями (их доля – почти 38%).
По отношению к населению стратеги предлагают такие меры: «Списание большей части долгов как безнадежных; включение рисков собираемости платежей населения в стоимость жилищных услуг». Судя по докладу ЦСР, среди населения главными неплательщиками становятся обеспеченные семьи, на которые приходится 17% от общей задолженности теплоснабжающих предприятий за газ. На них предлагается воздействовать «повышением размера пени, введением административных штрафов за неуплату». Для низкодоходных семей, доля которых 8% в общей задолженности, помимо кнута (штрафы, изъятие жилья, находящегося в собственности, с предоставлением жилья на условиях социального найма) предлагается еще пряник: повышение доступа к программе жилищных субсидий. Есть свои предложения для неплательщиков-пенсионеров (их доля в общей задолженности 3%): помимо штрафов и субсидий упоминается содействие купле-продаже жилья для покупки жилья меньшего размера.
Высокую задолженность самих теплоснабжающих организаций в ЦСР объясняют прежде всего заниженными тарифами.
По оценкам аналитика компании «Фридом Финанс» Анастасии Сосновой, рост стоимости коммунальных услуг, если в нее заложат риски несобираемости платежей, может составить 10%.
На этом в ЦСР не останавливаются. Еще одно предложение касается долгов за содержание общего имущества в многоквартирных домах. «Предлагается перейти к правовой конструкции, предусматривающей, что сособственники общего имущества солидарно несут субсидиарную ответственность по общим обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из сособственников», – сообщается в докладе.
Жильцы, по версии ЦСР, должны оплачивать долги соседей. А затем уже обращаться в суд для решения этой проблемы. «Сособственники общего имущества должны иметь право взыскания задолженности с виновного собственника», – поясняют в ЦСР. По мнению стратегов, все это поможет сделать товарищества собственников жилья (ТСЖ) более надежными заемщиками. У ТСЖ появятся ресурсы для модернизации общего имущества многоквартирных домов.
В Минстрое, правда, к этой новации отнеслись настороженно. «В конечном счете есть установленная процедура взыскания долга, и если в каком-то случае она оказалась неэффективной, то скорее имеет смысл скорректировать конкретные пункты норм исполнительного производства, а не вводить круговую поруку», – пояснили «НГ» в ведомстве Владимира Якушева.
По мнению экспертов, в предложенных новациях заложен механизм дальнейшего раскручивания неплатежей, ведь дисциплинированные жильцы однажды могут задаться вопросом: зачем им в принципе платить «за себя и за того парня».
Не меньше нареканий вызывает предложение отправлять жильцов в суды для самостоятельного взыскания долгов. «Непонятно, почему функции по взысканию долгов пытаются возложить на добросовестных и законопослушных граждан, причем без их на то согласия. Ведь большая часть населения юридически не подкована и не знает, в каком порядке обращаться в суд и отстаивать свои интересы. Кроме того, появится необходимость оплачивать госпошлину за подачу иска», – комментирует руководитель департамента юридической службы «Амулекс» Нурида Ибрагимова. Не всем хватит на это времени, нервов и денег. Как полагает эксперт, все рассчитано на то, «что рядовые граждане перестанут этим заниматься, платя при этом чужие долги».
комментарии(0)